Больше рецензий

7 декабря 2015 г. 11:50

20

Существует особый альбом – «Альбом для эскизов». Когда ты даришь его любителю (по)рисовать или настоящему художнику, ты надеешься, что его страницы будут пестрить различными зарисовками, наскоро сделанными в порыве интереса, неожиданно, когда никто не видит, под дождем или сидя незаметно в кафе. Потом эскизы домысливаются, дорабатываются, обретают плоть в виде красок. Но сам эскиз – толчок.

Книга «Эскизы» А. Тавера не толчок к чему-то большому. Это цельное произведение, не требующее масляных красок. Эскизы у автора – это короткие литературные зарисовки, которые зачастую избегают сюжетных перипетий и многогранных портретов героев. Однако эти вскользь описанные ситуации аккумулируют в себе все то, что помогает читателю погрузиться в текст. Автор интригует и умело заигрывает со своим собеседником с первой страницы, самим названием, легко манипулируя жанром, перенося его из одной области в другую. Он заводит его в тупик и оставляет ни с чем, доверяя ему ставить диагноз больному и/или решать, кто в итоге болен; дает ему потеряться в истории, говоря о древнегреческих богах, с одной стороны, и о клонах из далекого будущего – с другой; пугает его бабайками и чертями и смешит дамами, пользующимися эскорт-услугами. Все это под одной обложкой, вся многогранная история. Вымышленная история.

Автор произведения представляет нам обширный исторический вектор: от эпохи Древней Греции до эры клонов и эквилибриумов. Однако при этом он позволяет человеку решать судьбы других людей и выносить приговор без суда и следствия. Тем временем ангел смерти у А. Тавера приходит за испорченным супом, Аполлон умудряется перепутать свои стрелы со стрелами Амура, а муза готовит утренний кофе возлюбленной поэта. Скачкообразными шагами мы передвигаемся от антиутопий Е.И. Замятина к юмористическим этюдам А.Т. Аверченко. «Все смешалось в доме Облонских…». Вспоминаем то детективно-мистического Эдгара По, то интругюще-ужасного Стивена Кинга. Однако палитра историй А. Тавера сродни эскизам в альбоме, который ты быстро пролистываешь. Рисунки берутся из жизни, запечатлеваются. Так и здесь, но автор позволяет себе играть с материалом, переиначивая историю, приземляя богов до бытового уровня и предрекая будущее, в котором можно пересадить кому-нибудь свою скромность.