Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

5 декабря 2015 г. 06:20

11K

5

Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги.

Подумалось: а ведь всю эту последнюю неделю я сам читал вечную книгу - "Преступление и наказание". Мне никогда не доводилось читать Евангелие. В какой-то степени эта вечная книга доходит сегодня до читателя лишь внутри других книг в качестве переработки, и "П и Н" - одно из таких произведений-носителей, содержащих в себе (и переносящим сквозь века) многие библейские сюжеты; одна из "вечных" книг нашего поколения. Есть вероятность, что теперь уже книги Достоевского через 100-150 лет будут переработаны и дойдут до читателя лишь отрывками и общими мотивами; также вероятно, что у новых поколений в будущем вовсе не будет своих "вечных" книг, а будет лишь нечто вроде пабликов в соцсетях. Лично же я, прочитав "П и Н", взял с бабушкиной полки Новый Завет и добавил его к себе в "резерв" (так у меня называется большая стопка книг, которые я собираюсь прочесть не вскоре, а в несколько отдалённом будущем), при том в Бога я не верую, но описанными темами, вроде воскрешение Лазаря, весьма заинтересовался.

Это уже пятый роман, который я читаю у Достоевского, и всякий раз его произведения оказывают на меня неимоверное психическое воздействие. Например, после (и во время) "Братьев Карамазовых" было просветление, благость; после "Бедных людей" - меланхолия, зачатки депрессии; после "Идиота" и вот теперь "П и Н" - глубокая задумчивость, в некотором роде ступор. Почему-то вот уже в какой раз книги Достоевского мне совсем не хочется препарировать и анализировать - не потому, что я ничего не понял, а потому что его тексты для меня, как то же Евангелие, как будто священны, монолитны, и разбивать их на части кажется занятием мелочным. Поэтому сегодня я побольше напишу не о сюжетных линиях и заложенных смыслах, а о том, что меня наибольшим образом эмоционально возбудило.

Меня поразило то, что Раскольников не может пройти мимо кого-то. Я сначала думал: зачем в романе сцена с девочкой в рваном платье и жирным франтом? Это один из случаев, когда Раскольников проявляет своё участие. Пьяная девочка на скамейке, сбитый лошадью человек, нищета Мармеладовых, забиваемая до смерти лошадь (ибо сны - тоже часть героя), и т.д. - наш герой не может оставаться в стороне. Сколько сегодня людей проходят мимо лежащего на земле бомжа или просящей милостыню бабушки! 99 из 100. И ведь я сам - в числе девяносто девяти, и не чувствую при этом никаких угрызений совести.
Кроме того, как подметила достоевист Т.Касаткина, Раскольников ещё и всем раздаёт деньги, которых у него и без того почти нет: Катерине Ивановне, проститутке, городовому...

Меня поразило то, что он признался. Забыв школьные читки, я до последнего надеялся, что он каким-то образом обернёт всё в лучшую сторону, ускользнёт от подозрений и успокоит совесть. Казалось бы, я не должен покрывать преступника, но пусть отзовётся тот читатель, который хотел, чтобы герой был как можно скорее пойман и наказан! Нет такого! А если и есть, то в той же пропорции: 1 из 100. И когда Родион стоит у двери, в которую ломятся двое, а колокольчик заливается - никто не хочет, чтобы дверь взломали. Я очень не люблю экстраполировать книжные реалии на себя, но всё же если пофантазировать, то я, какое бы преступление не соверши, (убей старуху, или своруй пирожок) вряд ли признался бы при том условии, что на меня нет ни единой улики. Чудесным, истинно чудесным образом герой скрывается с места преступления, ему очень сильно повезло. Справшивается: зачем нужно такое везение, как не для того, чтобы ни в коем случае не раскрыть себя?

Меня поразил эпизод с утопленницей. Жара, вонь, духота и пыль; безнадёжность, тлен, уныние; ноги несут тебя к мосту, и где-то в уголку сознания уже теплется эта мысль; и вот, когда осталась всего пара шагов, из-за спины как будто появляется твой двойник, ты видишь себя со стороны - видишь, как ты переносишь ногу через перила, потом другую, и... Нет тебя.
Какой ужасный, жуткий эпизод! Как если бы я сам стоял на краю моста и собирался сброситься в воду. Утопленница Афросиньюшка, заметим, выжила, её выловили. Это символично и встаёт в один ряд образов под общим мысленным заголовком "Воскрешение": опричь того, что комнатка Родиона была как будто гроб; опричь того, что говорит: "Я не старуху убил, я себя убил!", читай, он уже мёртв.
А утопленница - это к тому же один из вариантов исхода, которые Провидение (или что бы там ни было) указывает (подсказывает) герою. Иные варианты: исход Свидригайлова - самоубийство как результат неспособность полностью покаяться; исход Сони/подсказанный Соней - полное и безоговорочное покаяние и признание.

Меня поразило и то, что (как я уже отметил выше) мы сочувствуем всем героям, у которых есть значительные изъяны, грехи или даже преступления за душой (убийце, блуднице, сладострастнику, алкоголику и т.д.), и не любим Лужина, который на вид вполне себе "чистенький" и "правильный". У нас с вами нет чётких, непоколебимых моральных принципов; наши воззрения в морали и грехе, понятия о справедливости варьируются в зависимости от огромного множества обстоятельств. Книжным и киношным персонажам мы почему-то почти всегда сочувствуем, а настоящих убийц и преступников - без раздумий общественно осуждаем. Чужие злодеяний мы не приемлим, а на свои готовы закрыть глаза. И т.д., и т.п. Посему, я готов признать, что развязка книги правильная - какой бы ни была справедливость, восторжествовал таки закон!

Простите за такую концовку рецензии, но меня также поражают слова друзей и знакомых, которые говорят, что им не интересен Достоевский и иже с ним, потому что они читали "Преступление и наказание", "Обломова", "Мёртвые души" и т.д. - в школе. Вы даже не помните что делали в прошлом месяце - как же вы упомните то, что читали 5-10 лет назад?! Если для вас в книгах главное - сюжет и рассказанная история, то оставлю вас в покое; читайте краткое вики-содержание. Ежели вы всё таки зрите в корень и надеетесь хотя бы на йоту приблизиться к разгадке тайны человека, которую Фёдор Михайлович всем своим творчеством пытался разгадать, то знайте, что вы не потратили время зря, открыв и перечитав эту книгу.

Комментарии


Есть вероятность, что теперь уже книги Достоевского через 100-150 лет будут переработаны и дойдут до читателя лишь отрывками и общими мотивами

К счастью, ты не один такой, перечитывающий классику из школьной программы, в разные годы и с разной степенью отвратительности подаваемой безразличными или слишком пристрастными учителями. Есть посему большая надежда, что людей не мыслящих себя без чтения не станет меньше даже лет через 200;)


У меня раньше имелось предубеждение к перечитыванию. Мол, лучше прочитаю новую книгу, чем буду тратить время на перечитывание старой. Но со временем понял, что "вечные" книги, типа Достоевского, необходимо перечитывать с той или иной переодичностью.


"Приблизиться к разгадке тайны человека", - как вы верно подметили! Именно поэтому эта книга нужна и важна. А перечитать и снова приблизиться никогда не поздно и даже замечательно.)


Лучший отзыв, обнажающий всю суть. В некоторых местах, конечно, не согласна ( а когда такое было, чтоб с другим возникало полное и безоговорочное согласие?), но вы потрясающе изложили свои переживания и раздумья. Ход мыслей, все-всё, особенно под конец рецензии( последние 4 абзаца). браво!

Спасибо большое! Достоевский - один из самых любимых писателей, портрет висит на стене, книги цепляют за душу.


Книжным и киношным персонажам мы почему-то почти всегда сочувствуем, а настоящих убийц и преступников - без раздумий общественно осуждаем.

А всё просто : в книгах мы видим душу человека,его тайны,умыслы,фантазии. Знаем причины всех действий и тому способствующих обстоятельств. В жизни всё по-другому. До души,к сожалению, никому нет дела.


Да, это так. Педофилия - а на самом деле чувство Гумберта к Лолите. Как пример.
Мне до души человека есть дело, жаль только, что у самих людей, чаще всего, нет желания эту душу открывать.


Согласен про чтение в школе.


его тексты для меня, как то же Евангелие, как будто священны, монолитны, и разбивать их на части кажется занятием мелочным.


Как это ты хорошо подметил! Я после чтения его книг или захлебываюсь слюной от восторга или лежу с широко распахнутыми глазами и в потолок гляжу, пока не вспомню, что мне поесть надо.

И каждый раз, причем, открываешь для себя что-то новое, оказывает он на тебя действие неимоверное!

Про Раскольникова мало думал, больше про Сонечку Мармеладову. Боже мой, вот это девушка! Какой-то критик сказал, что это нереальный, несуществующий образ, чертовски положителен. Действительно, где у нас таких встретишь? Тем и нравится Достоевский: в его книгах те люди, которых в жизни нет. Возможно, Достоевский и сам хотел как-то утешить себя, создавая таких положительных персонажей. И нас заодно радует...

Да ну! Вот я в 10 классе, одно удовольствие сидеть на уроках литературы. По крайней мере мне очень нравится.

Спасибо за рецензию, правда, очень хороша!


Спасибо за похвалу, но часть подаренных цветов по праву принадлежит вдохновившему Достоевскому))

Я после чтения его книг или захлебываюсь слюной от восторга или лежу с широко распахнутыми глазами и в потолок гляжу, пока не вспомню, что мне поесть надо.

И каждый раз, причем, открываешь для себя что-то новое, оказывает он на тебя действие неимоверное!

Я вот в декабре прочитал "Бесов"... И всё никак не соберусь с мыслями. Меня, как и тебя, он, как катализатор, так бередит, что надо ждать, пока уляжется ураган в душе.

одно удовольствие сидеть на уроках литературы

повезло с педагогом! У меня в школе тоже была хорошая учительница, во многом привившая любовь к чтению!

Сонечка-лапочка... Нет таких, ты прав, но другой из критиков сказал, что не жизнь создаёт литературу, а литература создаёт жизнь. Напр., "тургеневские девушки" появились после Тургенева, а не до. Так что, и Сони Мармеладовы, наверняка, обитают где-то...


Ммм, у меня такая учительница, обзавидуешься!

Хм, весьма интересно. А может и до Достоевского были такие девушки...

О, "Бесы". Лишь недавно прочел главу "У Тихона". Да, Ставрогин воистину тяжел для понимания и анализа. Он какой-то... непостоянный, что ли! И грехов и благих дел почти одинаковое количество. Интересный он чертенок.


Какой-то критик (читал на сайте "Полка") называл Ставрогина самым загадочным персонажем мировой литературы...


Вау. Да ну. Хотя... может быть.