Больше рецензий

4 декабря 2015 г. 20:33

2K

4.5

Из этой книги Вы можете узнать, был ли Достоевский латентным гомосексуалистом, педофилом и онанистом

Эта мини-книга не всем понравится, особенно, если к ней относиться уж слишком серьезно. Почти все выводы Фрейда можно охарактеризовать как спорные из-за недостатка фактов и несовершенства методологии психоанализа. Впрочем, я уверен, что душевные проблемы у Достоевского были, как и в любого великого творческого человека. Без этого нельзя. Возможно, само творчество - это попытка самоисцеления своей души, ведь "нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду". Нормальный человек вряд ли способен создать шедевр.

Фрейд выделяет четыре лика Достоевского: писатель, невротик, моралист и грешник (преступник).

Достоевский как писатель. В оценке Д. как писателя Фрейд неоригинален. Он делает заслуженные реверансы писательскому дару Д. Фрейд ставит его в один ряд с Шекспиром, а «Братьев Карамазовых» он считает величайшим романом всех времен. Нетрудно догадаться почему. В Карамазовых Фрейд видел концентрированное выражение "Эдипова комплекса".

Достоевский как моралист. Фрейд считает, что Д. уязвим более всего как моралист. Психоаналитик полагает, что нравственным идеалом Д. был человек, который прошел через бездны греховности, через раскаяние к христианской добродетели. То есть высшего нравственного совершенства может достичь только страшный грешник. Покаяние все исправит. По Фрейду – это очень удобная жизненная позиция, которая дает человеку карт-бланш на совершение каких угодно действий. Для Фрейда же нравственным является тот человек, который просто не поддается порочным искушениям.

Мы можем себе представить двух людей: один был раньше убийцей, а потом раскаялся и стал монахом; второй – просто порядочный человек, который сильно не грешил, но и добродетель которого не выходила за средние рамки. Фрейд наверняка выбрал бы второго, а Д. (по мнению Ф.) наверняка выбрал бы первого.

Это все замечательно, только я не совсем понимаю, откуда Фрейд это взял? Мне всегда казалось, что нравственным идеалом Д. был князь Мышкин из «Идиота» (и конечно Христос, если учитывать нелитературных персонажей тоже). Какие такие «бездны греховности» прошел князь Мышкин или Христос? Мышкин восхищается Настасьей Филипповной, восклицая: «Вы страдали и из такого ада чистая вышли». Может, Фрейд имел в виду Раскольникова? Но я не думаю, что это тот персонаж, который задумывался Д. как положительный идеал человека вообще. В своем отрицании зла Д. доходил иногда до максимализма, отрицая будущее счастье и благополучие, если за него придется заплатить хотя бы слезинкой ребенка.
Я далеко не все читал у Д. и поэтому допускаю, что раскаявшийся грешник мог быть для русского писателя предпочтительней просто хорошего человека. Ведь действительно, страшный грешник из-за более острого сознания свой вины может впоследствии сильнее себя ограничивать в сфере нравственности. Но я не думаю, что Д. выпячивал греховность, как путь к высшему нравственному совершенству. Скорее, Д. выпячивал страдание, как средство очищения моральных уродов, которых в творчестве писателя в избытке. Он также больше восхищался людьми, которые прошли через искушение и сохранили Красоту, нежели людьми, которые сохранили Красоту потому, что всю жизнь находились в «тепличных условиях».
Вместе с тем, я согласен с Фрейдом, что реверансы Д. в пользу русского Царя и «малодушного русского национализма» бесславны. Это все детство мышления.

Достоевский как преступник (грешник). Фрейд полагает, что Д. имел крайне деструктивные наклонности. Несомненно, он был бы преступником, если бы его характер имел больше экстраверсии. Но поскольку Д. был больше интровертом, то его деструктивные наклонности были направлены на себя самого и слабо проявлялись вовне. Как Фрейд это аргументирует?

- Выбор сюжетов Д. был крайне специфичен. Сплошь и рядом мы встречаем в произведениях Д. убийц, насильников, эгоцентриков и просто жестоких персонажей, что указывает на существование таких склонностей во внутреннем мире русского писателя.
- Факты из жизни Д. Д. страдал деструктивной зависимостью к азартным играм и возможно (по мнению Фрейда) растлил несовершеннолетнюю девушку.
Садизм (деструктивность) Д. была направлена на свою собственную личность и поэтому, писатель был мазохистом т.е. садистом по отношению к себе.

Достоевский как невротик. Невроз по Фрейду, как известно, возникает тогда, когда «Эго» под давлением «Супер-Эго» (соц. нормы, цензор) не находит достаточных возможностей для сублимации врожденных влечений (преимущественно сексуального характера – «либидо»), которые всегда стремятся к разрядке.
Несмотря на прекрасные возможности Д. в области сублимации, Фрейд все-таки полает, что невроз у Д. был., а эпилепсия была просто симптомом его невроза.

Фрейд делит эпилепсию на два вида: органическая и аффективная. Страдающий первой формой – поражен болезнью (дефектом) мозга. Такие люди, как правило, имеют ту или иную степень слабоумия, могут оставлять впечатление тупости, недоразвитости. Это явно не случай Достоевского. Аффективная эпилепсия чаще всего встречается у абсолютно нормальных, физически здоровых людей и является симптомом невроза. Такая эпилепсия возникает при тяжелых формах невроза, когда психика человека не в состоянии справится с напряжением, возникающим между либидозными стремлениями и Сверх-Эго. Тогда такое напряжение ищет соматические пути разрядки и на этой почве у человека может развиться «падучая».
Я не знаю, насколько такая классификация эпилепсии соответствует взглядам современной психиатрии, но здесь выводы Фрейда кажутся, на первый взгляд, логичными.

В чем же конкретнее состоял невроз Достоевского?
Фрейд полагал, что Д. страдал неблагоприятным Эдиповым комплексом, который усиливался латентной гомосексуальностью русского писателя.

Эдипов комплекс (и комплекс Электры у девочек) абсолютно нормальное явление, которое по Фрейду переживают все люди. Первые сексуальные порывы мальчик испытывает к матери. Отношение мальчика к отцу амбивалентно: он оказывается соперником за любовь матери (отсюда ненависть и желание убить) и он же является тем, к кому мальчик испытывает привязанность, восхищение и желание подражать. В определенный момент ребенок начинает понимать, что попытка устранить отца как соперника угрожала бы ему кастрацией. Страх утраты пениса вынуждает ребенка отказаться от матери и желания убийства отца. Конфликт полностью разрешается, когда мальчик начинает отождествлять себя с отцом, формируется Супер-Эго, усваиваются некие нормы мужского поведения.

Это нормальное развитие Эдипова комплекса и необходимый этап психического развития человека. В неполных семьях этот процесс психосексуального развития может быть нарушен.

Неблагоприятный Эдипов комплекс может возникнуть тогда, когда желание матери и желание устранить отца не устраняются и сохраняются в бессознательном. Тогда человек на протяжении жизни будет страдать постоянным чувством вины и желанием наказывать себя (мазохизм). Усугубить ситуацию могут также бисексуальные склонности ребенка. Тогда под страхом кастрации мальчик может отказаться от пениса, допустить кастрацию, чтобы отец любил его как женщину (гомосексуализм).

Фрейд считает, что все это было у Д. Латентная гомосексуальность Д. проявлялась «в роли мужской дружбы в его жизни, в его до странности сердечном отношении к соперникам в любви и в его отличном - как показывают многочисленные примеры из его повестей - понимании ситуаций, объяснимых лишь вытесненной гомосексуальностью». Достоевский обладал неординарным чувством вины (из-за неблагоприятного Эдипова комплекса) и наказывал себя аффективной эпилепсией. По мнению Фрейда, этим чувством вины можно объяснить и мазохистский образ жизни Д., постоянные долги перед кредиторами, его преклонение пред русским царем-батюшкой, церковью. Таким образом Д. себя наказывал.

Но это еще не все. По мнению Фрейда, порок страсти к игре (и другие схожие зависимости) – это замена онанизма. Страсть Д. к игре, безрезультатная борьба за освобождение от нее и следующие за нею поводы к самобичеванию являются повторением его тяги к онанизму.

Комментарии


отличная рецензия, я заинтересовалась, надо как-нибудь прочесть


спс. потратите на это 1-2 часа. это скорее статья, чем книга.