Больше рецензий

4 декабря 2015 г. 18:58

1K

5

Живой труп. Пьеса.

Действующие лица:

Федя - мужчина лет сорока.
Витя - ровесник и друг Феди.
Лиза - молодая привлекательная женщина из общества.
Маша - цыганка. Прекрасно поет и даже читает Тургенева.
Мама Лизы.
Мама Вити.
Револьвер.
Остальные лица хоть и действующие, но пусть останутся безымянными.

Краткое содержание:

Федя любит Машу, Маша любит Федю. Лиза любит Витю, Витя любит Лизу.
Прекрасные пары.

Но: Федя любит Машу, Маша любит Федю, Федя женат на Лизе.

Схема с обременением:
Федя любит Машу, Маша любит Федю, это не нравится Лизе, Федю не любит Мама Лизы. Лизу любит Витя. Витю любит Лиза.

Федя посылает ко всем чертям Маму Лизы, Лизу. И уходит к цыганам. Слушать песни милой Маши.
- Вернись, я все прощу - заламывает руки Лиза.
- Подлец! - говорит Мама Лизы.
- Да отстаньте все - говорит Федя. - Любитесь со своим Витей. Женитесь. Только меня не трогайте. Не хочу жить в лицемерии, говорит. Дам развод хоть сейчас.
- Высокие отношения! Необыкновенный человек! - (голос из массовки - вернее - от сестры Лизы)

Итак: Федя живет с Машей. Витя готов жениться на Лизе. Что не нравится Маме Вити.

- Что не так? - спрашивает Федя.
- Мама Вити не одобряет брак без венчания. Вот если бы Феди совсем не стало...
- Аааа! Как вы все достали! Ладно, не будет меня. Мучайтесь потом и жалейте меня. (Достает револьвер)
- Что ты, Федя, что ты? А как же я - плачет Маша. И придумывает инсценировку, которая устраивает всех.

Ну и окончательный вариант:
Федя любит Машу, Маша любит Федю, Витя любит Лизу, Лиза любит Витю.

И все было бы прекрасно, если бы не пьяные откровения Феди.
Шантаж, суд, возможная каторга для Феди и Лизы. Развод с Витей...
(Надо меньше пить. Или говорить)

Закономерный финал:
- Ваше слово, товарищ маузер Револьвер.

Хеппи энд.

Комментарии.


Здесь та же болезненная для уважаемого Льва Николаевича тема, переходящая из одного произведения в другое: тема свободы личности и условностей, ограничивающих эту свободу. Можно сказать не условностей, а "долга".
Мне показалось, что пьеса немного не жанр Льва Толстого. Картинности и позерства героев и так с избытком на страницах его великих романов, а здесь герои играют на публику неприкрыто. Даже слегка переигрывая. Особенно неприглядно сыграл свою роль г-н Револьвер, весьма вовремя оказавшийся в зале суда и идеально рассчитавший заряд, чтобы ГГ смог сказать прощальное слово.
Если оценивать пьесу, то разумеется, это гениально. Каким еще может быть текст, написанный гением.
Мои "находки": А Лев Николаевич все-таки Федя. И Анна Каренина.
Ах, как же он любит жизнь! И как же пытается втиснуть ее в тесные ему рамочки. И наказать своих героев за то, что они позволяют себе жить по своему хотению, а не как сам Лев Николаевич - по своему велению.
Такая вот история.

Ну и потрясающий по своей неоднозначности диалог Лизы и Мамы Виктора:

Анна Дмитриевна. Лиза, милая. Вы умная, хорошая женщина. Если вы любите его, то вы хотите его счастья больше, чем своего. А если так, то вы не захотите связать его и заставить раскаиваться – хоть он не скажет, никогда не скажет.

Лиза. Я знаю, что не скажет. Я думала об этом и задавала себе этот вопрос. Я думала и говорила ему. Но что ж я могу сделать, когда он говорит, что не хочет жить без меня. Я говорила: будем друзьями, но устройте себе свою жизнь, не связывайте свою чистую жизнь с моей несчастной. Он не хочет.

Анна Дмитриевна. Да, теперь не хочет.

Лиза. Уговорите его оставить меня. А я согласна. Я люблю его для его, а не для своего счастья. Только помогите мне, не ненавидьте меня. Будем вместе, любя, искать его блага.

Комментарии


Респект