Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

4 декабря 2015 г. 01:19

298

3.5

У меня ощущение, будто прочитала вторую Филиппу Грегори. Или вообще прочитала саму Филиппу Грегори.

Возможно, Элисон Уэйр и убедительный историк, хорошо разбирающийся в нравах и обычаях описываемого времени, но вот как писатель художественного исторического романа, на мой взгляд, очень слабый. Да, книга лишь вольный исторический роман, а не историческая реконструкция произошедших событий 1537-1554 года, допускает какое-то расхождение с фактами, свободу фантазии автора.

Дальше...


Если бы вы вышли замуж за короля, как надеются ваши друзья, то вы стали бы воистину выдающейся христианской королевой.

Вот, собственно, в этой одной цитате и злополучном "если бы..." заключена основная идея романа. Версия Элисон Уэйр проста - Джейн Грей, идеальная кандидатка на спутницу короля и по происхождению, по взглядам, и, что не мало важно, по характеру. Если бы Джейн Грей стала бы законной королевой, как супруга Эдуарда VI, Мария Кровавая так бы и не дождалась трона, не вернула бы Англию в католичество и тысячи протестантов не были бы сожжены за ересь. Но жизнь распорядилась иначе, не дав единственному наследнику Генриха VIII дожить даже до своего совершеннолетия. Так, Джейн Грей вместо того, чтобы стать "выдающейся христианской королевой", становится марионеткой заговора и жертвой дворцовых интриг.
На мой взгляд, религиозный вопрос (особенно в средневековой Европе) - это "палка о двух концах", так как если не горит костер под протестантом, тогда он горит под католиком и как тут можно объективно рассудить, под кем бы лучше он горел?

Главной задачей, которую поставила Уэйр в своем романе, было отображение психологического состояния Джейн Грей. Ведя повествование от ее лица в качестве «внутреннего монолога», Уэйр в то же время освещает повлиявшие на Джейн окружающие факторы – отношения с родными, влияние королевского двора, религиозные убеждения и др., также переданные через «монологи» различных персонажей, унисон голосов которых, и создает фон для трагической истории «девятидневной» королевы.
Большинство героев книги существовали в действительности, но воссоздавая их характеры в сюжете, Уэйр довела их до фальшивой крайности. Веками романтизированная английской литературой Джейн Грей существенно не меняется в образе – само совершенство, нещадно и без вины угнетаемая родителями, остро переживающая любые несправедливости, показывается кроткой, доброй и наивной девочкой, с рвением отстаивающую лишь свою религиозную позицию. В общем, с такой девушки только икону писать – образ, положительность которого зашкаливает.

В противоположность ей – ряд отрицательных героев: родители Джейн Грей, из которых особенно отличилась матушка Джейн, Фрэнсис Брэндон, благодаря тираничным и порою абсурдным отношением к дочери; конечно, свекр Джейн, герцог Нортумберленд и, что было неожиданно, юный муж Джейн, Гилфорд Дадли – его персонажа иначе как с отвращением воспринимать было сложно, в связи с чем напрашивается риторический вопрос к автору, «зачем?». О нем сохранилось исторических свидетельств еще меньше, чем о Джейн, значит Гилфорд в большинстве своем имеет образ выдуманный. Если разобраться, он также был пешкой в руках интригантов, и также, как и Джейн, не заслужил свой участи… а Уэйр превратила Гилфорда в какое-то инфантильное чмо, которое, получается, заслужило свой приговор хотя бы своим мерзопакостным отношением к главной героине.

Еще Уэйр, очевидно, очень сомневается в том, что Елизавета заслуживала данное народом прозвище «королевы-девственницы». Хотя, правда, зачем придираться к мелочам, Уэйр много в чем сомневается…

Особенно бросается в глаза однообразная манера написания романа. Структурой, роман очень похож на «Вечную принцессу» Филиппы Грегори (недаром у меня прошла эта ассоциация), вот только если бы всю книгу мы слушали душевные излияния Джейн Грей, как у Грегори Екатерины Арагонской, это было б очень тяжело и однобоко. Безусловно, введение «воспоминаний о Джейн» других персонажей было отличной идеей, вот только плохо, что манера речи у всех персонажей была совершенно идентичная, что не прочитай в заглавии имя говорящего, идентифицировать персонажа предоставляется возможным только из контекста. Хотя, не смотря на открытый финал, книга прочитана с интересом и не лишена доли интриги.