Больше рецензий

barbakan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2015 г. 00:41

2K

4 125 литературных анекдотов

Сначала мне Одоевцева страшно понравилась. Начало текста – прекрасное. Одоевцева пишет, что она не будет говорить о себе, о детстве и предках, только о поэтах и времени. «Какая ласточка», – подумал я, насаживая трубу на пылесос. Я пылесошу с аудиокнигой в ушах. «Я только глаза, видевшие поэтов, только уши, слышавшие поэтов». «Святая», – думал я, включая шнур в розетку. И вот ковровая пыль летит в мешок, а я слушаю про школу «Живое слово», где в 1919 году преподавали Кони, Лозинский, Луначарский. Про первую лекцию Гумилева, который от страха не спал неделю. Мне кажется, что Одоевцева пишет идеальные мемуары: для широкого круга читателей, выбирая правильную интонацию. Без попытки свести счеты, без пафоса, хорошо и просто. Она – репортер с места значимых для культуры событий, обладающий феноменальной памятью и поэтической чуткостью к детали. Что может быть лучше?!

Мое восхищение только росло, когда я слушал Одоевцеву пару раз ночью в такси, глядя на зеленые трубы у Рязанского проспекта и на горящий вывесками Ленинский проспект. Темный пореволюционный Петроград подсвечивался огнями московских эстакад, мостов и развязок, а стихотворные строчки мешались с музыкой «Милицейской волны». Гумилев в верблюжьей своей шапке дарит Одоевцевой луну, а таксист просит – без сдачи. «Вы сегодня первый у меня, – говорит, – простите уж». Я шарю в темноте по карманам и думаю: «Какие они все живые: и таксист и Гумилев, и Петроград и Рязанка». Спасибо Одоевцевой.

Разочарование пришло в Сбербанке. Только вчера моя карточка исправно работала, а сегодня «истекла». Я бегом в банк. Таких, как я, оказалось немало. Я сел напортив табло, чтоб не прозевать очередь, надвинул шапку, накрылся рюкзаком, включил плеер… и тут Одоевцева начала меня бесить. Неожиданно куда-то делась вся ее хваленая скромность. К середине книги неожиданно выясняется, что она – солнце русской поэзии. И все от нее без ума. Гумилев не может провести без нее и дня, Чуковский умоляет дать балладу для своего сборника, Лозинский требует «на сцену», Георгий Иванов – влюблен, Мандельштам – в восхищении, даже Блок как-то «по-особенному» смотрит в сторону нашей героини. Но не только самодовольство Одоевцевой начало меня напрягать в храме вкладов и кредитов. Я вдруг понял глубокую ущербность ее метода.

«На берегах Невы» – не художественная литература, в этом тексте нет какой-то фабулы, развития сюжета, нет рефлексии. Никакой. Только прыжки: туда, сюда. Одоевцева написала серию милых анекдотов о поэтах. Пробежалась водомеркой по жизни, пообщалась со знаменитостями. И оказалось, что забавные истории о великих людях, отлично написанные, отлично прочитанные – просто утомляют. Думаешь, ну вот, очередной анекдот про непоседу Мандельштама, очередная история про оригинала Гумилева. Сто двадцать пятый литературный анекдот – невозможно!

Одоевцева всю книгу называет себя «ученицей» Гумилева. Она и напоминает ученицу, типичную университетскую отличницу: примерное поведение, память, все знает, все рассказала, отчеканила.
– А вы сами что об этом всем думаете?
– Ничего! – говорит удивленно. – Я же вам все рассказала.
– Это правда, – приходится признать, – все рассказала. Пять.
Хорошей наблюдательнице, коллекционеру анекдотов про поэтов Одоевцевой, ничего кроме пятерки поставить нельзя.

Комментарии


Очень интересно было узнать столько ценных подробностей из жизни такого замечательного человека, каким являетесь Вы.
Да пошлите Вы эту Одоевцеву, куда подальше!
Чего она к Вам примазывается в самом деле!?


Нет, не могу. Она все-таки клевая))


Абсолютно идентичное восприятие этой книги. С той лишь разницей, что не бесила она меня, просто разочаровала.


Эм.. Что-то я не очень поняла. Автор же сама вроде как предупредила в начале, что её собственного мнения в книге не будет, и вы этому вроде как обрадовались. А потом вам вдруг стало его недоставать?)
А то, что воспоминания такого рода - не худлит с фабулой и сюжетом, тоже кажется мне в общем-то вполне уместным, учитывая задачи, что ставила автор (исключительно с ваших слов).


Неловко за Вас. Несправедливо обидели хорошего человека. ( Воспоминания Одоевцевой написаны с большим тактом. Почитайте Берберову, будет с чем сравнить.


Спасибо! Позабавили)

По совести, ловила себя на некотором негодовании по отношению к тексту Одоевцевой. Ворчала, подчеркивая особенно зацепившие слова. Клеила стикеры. И вот же… Чертяка! Она ухмыляется, покачивая ножкой в такт только ей одной известной мелодии, а у меня на руках зачитанная до бреши в переплете книга.

Вот незадача...
Кажется, я влюблена в нее до беспамятства.
В эту девицу с огромным бантом)


Ха - ха - ха! Спасибо)
Вы неподражаемы!
... особенно с рюкзаком в сбербанке.


А я в восторге от ее воспоминаний и "на Неве" и "на Сене". Периодически даже перечитываю. По поводу ее "хвастовства", то не нужно забывать, что она была очень молода, а молодость часто амбициозна. Она ведь описывала себя тогдашнюю - начинающего поэта, которому, возможно, вскружил голову первый успех. Меня это не раздражало, наоборот, на мой взгляд воспринимается естественно. Мне она показалась очень милой и славной. Просто в Сбербанке можно озвереть от чего угодно, даже читая стихотворение про Мишку Косолапого )))