Больше рецензий

3 декабря 2015 г. 18:07

1K

4

Прочитав "Бригадира" (да и не только) в очередной раз убеждаешься, что классика - вещь бессмертная. Многие говорят, мол, вот, сколько сотен лет назад это было написано, и в наше время это не актуально. В корне неверное убеждение. Да, время идет, все в мире меняется, совершенствуется, "модернизируется". Но человеческие пороки остаются неизменными, которые, собственно, и изобличал и высмеивал Д.И.Фонвизин в своих произведениях.

Так какие же проблемы поднял автор, актуальность которых имеет место быть и в наше время?

Во-первых, это проблема воспитания молодого поколения, невежества, ханжества и лицемерия.

По моему мнению, кружева и блонды составляют наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота! Черт ли видит то, что скрыто? а наружное и всяк видит.

И ведь действительно, будучи красивыми снаружи, мы остаемся совершенно пустыми "внутри". Духовная опустошенность как была, так и осталась бичом человеческого общества.

Подобно галломании в "Бригадире" (пристрастие ко всему французскому) нынешние тенденции и желание подражать всему "западному" развратили и испортили наше поколение. Иван, Сын Бригадира - типичный представитель современной молодежи, у которой нет ни духа патриотизма, ни любви к родине. Есть лишь презрение с своему происхождению и собственной стране.

Тело мое родилося в России, это правда; однако дух мой принадлежит короне французской.

Извечная тема "Отцов и детей" как нельзя лучше раскрыта в диалоге Бригадира с сыном в третьем действии (явление 1):

Бригадир. Дуралей! Я твой отец.

Сын. Скажите мне, батюшка, не все ли животные, одинаковы?

Бригадир. Это к чему? Конечно, все. От человека до скота. Да что за вздор ты мне молоть хочешь?

Сын. Послушайте, ежели все животные одинаковы, то вить и я могу тут же включить себя?

Бригадир. Для чего нет? Я сказал тебе: от человека до скота; так для чего тебе не поместить себя тут же?

Сын. Очень хорошо; а когда щенок не обязан респектовать2 того пса, кто был его отец, то должен ли я вам хотя малейшим респектом?

Бригадир. Что ты щенок, так в том никто не сомневается; однако я тебе, Иван, как присяжный человек, клянусь, что ежели ты меня еще применишь к собаке, то скоро сам с рожи на человека походить не будешь. Я тебя научу, как с отцом и заслуженным человеком говорить должно. Жаль, что нет со мною палки, эдакой скосырь выехал!

Ну что тут скажешь? "Отцы" пожинают плоды своего воспитания. Как говорится "Яблоко от яблони...".

Размышляя над моралью комедий Фонвизина, задаешься вопросом - почему спустя почти 250 лет человеческая натура не претерпела качественных изменений? Вроде бы говорим "цивилизация", "21 век", "прогресс", да в конце концов - учимся на ошибках! Но ничего не изменилось. Напротив, наша так называемая "прогрессивная молодежь" двигается не в сторону культурного и духовного обогащения и роста, а в сторону невежества, дикости и варварства. Как и много лет тому назад, причины духовной деградации кроются в нашем background'е, ибо мы те, от кого мы произошли, и кто нас воспитал.
Спасибо Д.И. Фонвизину за прекрасную мораль и мотивацию быть лучше.

Комментарии


Вроде бы говорим "цивилизация", "21 век", "прогресс", да в конце концов - учимся на ошибках! Но ничего не изменилось.

Почему же не изменилось?
Сегодня мы ближе к 18-ому веку чем, скажем, 50 лет назад