Больше рецензий

2 декабря 2015 г. 12:15

290

Я взялась за эту книгу не потому, что в заголовке значится "для умных родителей", хотя, признаюсь, осознавать, что автор не считает читателей дураками (или хотя бы делает вид) было немного даже приятно, тешило, так сказать, самолюбие)) Я взялась за книгу потому, что в принципе люблю читать о материнстве и родительстве, о детях и о том, как с ними жить, вести себя, что лучше делать, а чего не делать. Я вовсе не всё прочитанное применяю на практике, точнее, почти ничего из прочитанного непосредственно в мою жизнь и жизнь моего ребёнка не переходит, скорее прочитанное становится пищей для нескончаемых размышлений и иногда - напоминанием о том, что каждый ребёнок уникален и смотреть следует прежде всего на него, а не на детей вокруг и на какие-то общепринятые нормы.. Но я отвлеклась.

У книги, на мой взгляд, немало достоинств, например: краткость и чёткость изложения (что для новоиспечённых родителей и вообще для очень многих людей, по моим наблюдениям, большой плюс), обоснованность и подкреплённость многих выводов и положений результатами разных научных и экспериментальных изысканий; вообще в целом идея автора о направленности воспитания на то, чтоб вырастить человека самодостаточного, имеющего собственное мнение и способного отстаивать его и в то же время умеющего признать и уважать авторитет, и вообще такого, с которым можно комфортно и с обоюдным удовольствием существовать. Кроме того, автор большое значение придаёт живому человеческому общению, "оффлайновым" дружеским связям и знакомствам, что я поддерживаю и также считаю важным и нужным. Всей душой я согласна с автором и в том, что ребёнка нужно по возможности вовлекать в совместную деятельность, привлекать к своим повседневным рутинным делам, а также общаться, рассказывать обо всём, дурачиться, вместе смеяться и т.п. Где-то мне попалась на днях фраза "спонтанное обучение", и вот она очень хорошо отражает моё отношение к обучению и так называемому "развитию" маленьких детей: не только и не столько обилие развивающих игрушек, не плановые по расписанию занятия с 2-леткой, даже не искусственно созданная Монтессори-среда, а повседневное общение, вовлечённость в родительские дела, прогулки, совместное прослушивание музыки и даже (почему нет иногда?) зачитывание ребёнку понравившихся отрывкой из своих, "взрослых" книг обучают и развивают ребёнка. Это моё мнение, но и, как мне показалось, и мнение автора тоже, которое я разделяю. Понравился подход автора к физической нагрузке, необходимой, по её мнению, женщинам ежедневно в небольшом количестве: далеко не во всех книгах, адресованных родителям, этому, а также другим способам отдыха, расслабления и поддержания здоровья отводится место. Порадовало также и то, что автор, сама молодая мать, очень уважительно относится к детям, рассматривает их как личностей, признаёт их право на собственное мнение и предлагает, например, дать им возможность поучаствовать в разработке каких-то правил совместного проживания и поведения, что-то предложить, на что-то указать, хотя, безусловно, в разы проще самому продумать все границы и занять позицию "потому что так надо" или "потому что я так сказал".

Что меня немного смутило - то, что иногда нет-нет да и пропустит автор отсылку к какому-либо конкретному исследованию или научному факту, написав просто абстрактное "учёные считают" или "доказано, что...", а кто именно и почему считает, и что доказано - не раскрывается. Возможно, это просто оборот речи, тем более в большинстве своём автор книги совсем не голословен, однако поскольку сама она определяет свой труд как основанный на научых фактах, такое упущение кажется мне местами досадным. Или же я придираюсь.

В целом впечатления от книги у меня положительные, кое-какие мысли я выписала себе в качестве "опорных точек" для размышления, местами же хотелось кивать головой и соглашаться с автором. Было и кое-что новое, о чём я слышала впервые. Я бы, пожалуй, рекомендовала эту книгу молодым матерям: тем, кто готов читать, размышлять и искать собственные пути, руководствуясь в процессе поиска этакими "подсказками", ориентирами, которые и даёт книга.

Комментарии


О, спонтанное обучение - это наше всё. По-моему, лучший способ: и ненавязчиво и регулярно.


Да, и мне тоже так кажется. Конечно, это не отменяет каких-то целенаправленных регулярных занятий в будущем, но для детей, пожалуй, лет до 5 вот такое спонтанное, непосредственное, приближенное к жизни и практике обучение - лучший вариант, на мой взгляд. Правда, здесь, я думаю, нужно и в определённой степени родителю быть интересующимся и неленивым, лёгким на подъём и увлекающимся, а главное - терпеливым))