Больше рецензий

karelskyA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2015 г. 23:36

1K

4

Отец, отец, говорил я себе, ты построил свой дом на песке.

Вокзал. Платформа западной цивилизации. Современный дизайн, везде чисто. Скоростные поезда отправляются точно по расписанию. Вагоны СВ, красивые, комфортные. Только с конечной станцией неопределенность. Раньше было не так - по-беднее, по-проще, скученность, неудобства, но знали куда едут - при крещении получали билет и ехали в вечность, обещанную Христом. Со временем маршрут стал непопулярным, все больше поездов следовали в других направлениях, рекламируемых как более привлекательные. Церковь стала лишь одним из многих турагенств.

Таким современным маршрутом следует и герой Уэльбека - ординарный одинокий 40-летний парижанин с высшим образованием, хорошим местом работы, среднего достатка. Он умный, много замечает, тонко чувствует. Дорогу скрашивает, в основном, удовлетворение сексуальных желаний, очень откровенно описанных. Но все равно скучно. Ни на что не надеясь, он сближается с молодой попутчицей и они влюбляются друг в друга. Приходит состояние счастья. Но путь следования поезда наших героев не устраивает фанатиков, отправляющихся с платформы ислама (оттуда же по другим путям едут миролюбивые мусульмане). Что может противопоставить невзрачный культурный парижанин дружным горячим воинственным парням, уверенных в своей правоте вплоть до жертвенной смерти?

Сложилось впечатление, что Уэльбек сам не знает ответа, сам едет тем же поездом навстречу возможному крушению. Пришла на ум пословица "пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Перекрестится ли европеец? Сомнительно. Скорее попытается контролировать гром.

Книга современна. Все знакомо. Показывает проблемы западного общества с либеральными ценностями. Позволяет хотя бы лучше ориентироваться в ситуации.

P.S. На вокзальном табло выводится интересная информация - сколько пассажиров отправляются и приезжают с разных платформ.

Комментарии


у меня аж голова закружилась от этого табло


:) многолюдное место


Конечная станция была только в раннем произведении Уэльбека "Расширение пространства борьбы". Больше он таких ошибок не допускал


Интересно, хочу прочитать. Спасибо за рекомендацию "Платформы" - увидел в комментариях. Уэльбек - вроде как выразитель нашей эпохи?


В смысле, это ранее, а поэтому незрелое произведение Уэльбека. У него непредвзятый взгляд, но он сам по себе живет одиноко и особенно


бывает незрелое, а бывает проговорился)


Ну да, не могу же я в качестве спойлера выдать тебе окончание произведения


в качестве спойлера выдать тебе окончание произведения

наверное, из-за этой фразы прочитал роман. Понравился. Мне кажется, в нем Уэльбек обозначил проблему, которую рассматривает в других книгах.


Ахахаха)))) Ты только ему это не говори


да, я двусмысленно написал. Проблема не в поиске Бога, а в поиске выхода из бессмысленного существования, которое Уэльбек показывает в книгах. А какой выход Уэльбек не говорит явно. Что ты думаешь?


"Не говорит явно" это у него повсеместно. Но в этой книге он наградил героя явными признаками сумасшествия, к чему уже не возвращался никогда. Ну, в "Элементарных частицах", да и то - наполовину, как символ того, что цивилизованный человек часто проводит время у психиатра и в лечебнице. Вообще, у него все произведения пресыщены символами, пусть крайностями, но все же


спасибо)


То есть, я так понял, что общество больно, но сумасшествие больше надумано


Ваша рецензия хороша. Одно маленькое дополнение.
Вы пишите: ''Но путь следования поезда наших героев не устраивает фанатиков, отправляющихся с платформы ислама (оттуда же по другим путям едут миролюбивые мусульмане). Что может противопоставить невзрачный культурный парижанин дружным горячим воинственным парням, уверенных в своей правоте вплоть до жертвенной смерти?''

Эти самые фанатики, строго говоря, отправляются не со станции ислама, но со станции некой секты, вроде бы незаметно, но очень подло извращающей ислам. Культурный парижанин как раз и должен противопоставлять таким фанатикам понимание сектантства фанатизма, его изначальной ущербности. Культурный парижанин должен отказаться и от бестолкового мультикультурализма (от нивелирования всех религий в одной современной псевдокультуре), и от обособления от ислама, от отождествления ислама с терроризмом. Вызов терроризма - это ещё и вопрос о том, насколько культурен культурный парижанин, насколько он может принять ислам в качестве друга и соратника в борьбе с настоящей опасностью.

Я книгу не читал, и высказался скорее о нынешней ситуации вообще, хотя скорее всего, Уэльбек сказал в книге намного лучше и полнее, чем я в комментарии...


согласен, спасибо за отзыв), тоже понимаю, что это секта в исламе, правда для большинства немусульман именно эта секта наиболее знакома и эта карта разыгрывается политиками. В романе "Покорность" Уэльбек как раз моделирует встречу настоящего ислама с европейским мультикультурализмом. Как он сам сказал, написал политическую фантастику.


Когда-нибудь я прочту и Уэльбека, сейчас совершенно другие планы, но признаю, что автор вызывает интерес.
И не знаю, согласитесь ли, но мне кажется, что основная проблема большинства немусульман- европейцев (в том числе, конечно же, и моя проблема) в том, что мы в массе своей плохо знаем тонкости истории религий, причём как историю ислама, так и историю любой своей религии - православия ли, католицизма или протестантизма (может, у евреев в этом смысле чуть получше). Весь мир охватила идея секуляризма, который якобы даёт некое превосходство, некую якобы предрасположенность к свободе, хотя на самом деле только увеличивает безграмотность...
Хотя я, возможно, сужу по себе (сам долгое время был убеждённым безбожником) и зря развожу пессимизм, не знаю.


Согласен. Если человек сам не разбирается в религиях, им легче манипулировать, формируя нужное отношение к той или иной религии. Уэльбек в своих произведениях показывает нищету секуляризма, позволяя человеку задуматься.


принять ислам в качестве друга и соратника в борьбе с настоящей опасностью

тоже так думаю


единственная рецензия, которая цепляет) ещё раздумываю, выделить ли время на Уэльбека