Больше рецензий

21 ноября 2015 г. 12:26

51

4 За сто лет война ничуть не изменилась

28 июня 1914 года в Сараево был убит Франц Фердинанд, наследник австро-венгерского престола. Этот печальный факт, довольно малый в общемировом масштабе, оказался достаточным поводом для всеобщего вооруженного конфликта. Европа утонула в огне. Страшная война смешала все планы, перекроила карты, разрушила империи. Миллионы людских судеб были исковерканы.
Все герои «Милитариума» разные. У каждого своя история, свой путь и своя мораль, но на каждом война оставила неизгладимый след. И каждый столкнулся с чем-то, выходящим за рамки разумной реальности. Таким образом авторы сборника попытались проникнуть на изнанку бытия, и все они нашли свою собственную лазейку.
Сборник составляют две повести и двенадцать рассказов. Рассмотрим их все.
****

Алекс Громов, Ольга Шатохина. ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ. Повесть


Первую повесть в сборнике можно было бы озаглавить «Нечисть на полях Первой мировой». Четыре сказочных персонажа из разных стран, живущие обычной жизнью среди людей, оказываются призванными в армии союзников и волею случая действуют совместно. Сюжет интересный, но исполнение подкачало. Скомканное повествование перемежается исторической хроникой, «слепками времени», и вся повесть выглядит как неудачное школьное сочинение, наполовину состоящее из цитат. Обе части – историческая и вымышленная – могут прекрасно обойтись друг без друга, а вместе смотрятся как бессмысленное увеличение объёма. Никаких глубоких мыслей, кроме как «чем дальше, тем бестолковее», обнаружить не удалось. Не чувствуется даже самого духа войны. Заменить героев простыми смертными – и нечего не изменится. Зачем же было столько писать? Если авторы хотели показать бессмысленность войны, то можно было обойтись меньшим количеством слов. Самое слабое произведение в сборнике, но неплохо выполняет функции пролога.

Тимур Алиев. КИНЖАЛ


Немало ходит легенд о старинных клинках, в которых дремлют яростные духи-хранители. Такое оружие будто бы живёт своей жизнью, обладает собственной волей, и очень часто помогает в бою своему владельцу.
Эта история о юном Алибеке, отважном сыне гор, в составе Чеченского полка оправившемся на войну с «германом». Есть у Алибека отцовский кинжал, старинная реликвия, которой владели семь поколений его предков. С таким кинжалом храброму джигиту не нужна никакая пика – оживший клинок внушает трепет врагам и разит без промаха. Но не всякий противник подойдёт этому клинку – у него есть своя гордость.
История удалась. Национальный колорит прописан на «отлично». Хорошо показаны дерзость и бесшабашная удаль чеченцев, не приемлющих дисциплину и муштру, но зато бесстрашных воинов, для которых нет большей чести, чем погибнуть в бою.

Майк Гелприн. ЧЕРТОВКА


Ангел и демон, веками разыгрывающие в азартные игры души пациентов госпиталя в Зимнем дворце – отличный сюжет, доложу я вам. Война, достопочтенные! Война! Самое чудесное время, благодатное, изобильное – пациентов много, а значит, что игра будет жаркой. Но как будет в этот раз, не знает никто, ведь в истории замешана женщина – а где есть женщина, там имеет место неопределённость. Особенно если глядеть с чертовской колокольни.
Этому рассказу свойственно очарование эпохи модерна и императорского Петербурга, а чертовкам – задор и лукавство. Получилось здорово, живо, эмоционально.

Алекс Бор, Алиса Белова. ГРЁЗА


Мечта есть у каждого. Все мы мечтаем – о высоком, о близком, о далёком, о вещественном или мнимом. Но когда кто-то предлагает исполнить желаемое, стоит опасаться своих мечтаний, потому что они порой сбываются – но не так, как задумано. Кто-то мечтал о переменах, а началась война. Кто-то мечтал выйти за границы, а война продолжилась. Кто-то пожелал защититься, а война длилась и длилась…
Исключительно проникновенный рассказ.

Андрей Марченко. КОЖАНКА


Кожанку-то сняли с немецкого авиатора. Но разве в кожанке дело? То есть, конечно, без неё не было бы и этой истории – ну так какая другая была бы. Ведь что такое кожанка? Пустяк, ей-богу, голову только прикрыть, хотя смотрится красиво. А сама-то голова совсем в другом. Самые что ни на есть полковые будни – вот это да! Молебен провели – и в атаку. Мёртвых закопали – да по окопам расселись. Махорки достать да самогона – вот и вся солдатская радость. А кожанка есть, да, и тайна с ней связана какая-то, но есть ещё, скажем, прорицатели победы коммунизма и большое наступление, есть лужи в окопах и революция в Петрограде. Много чего есть помимо кожанки, но без кожанки стали бы мы на это смотреть? Обыденность в фантастическом обрамлении – чтоб смотрелось получше. И ведь смотрится, просто загляденье!
Словом, мощный получился рассказ, пробирающий. Настоящая фантастика.

Карина Сарсенова. АНГЕЛ ВО ПЛОТИ


Война – дело рук власть имущих. Их личные амбиции могут ввергнуть в хаос целый континент – а могут и предотвратить бойню. Именно из таких людей получаются лучшие проводники божьей воли – той, что вечно хочет блага, но не может непосредственно влиять на ход событий. Но дьявол не дремлет, он не хочет, чтобы люди жили в мире, и всегда найдутся те, кто согласится промышлять во имя тьмы. Вечная борьба ада и рая, вылившаяся в дуэль их воплощений.
Кинематографичный рассказ. Выглядит хорошо, но можно было обойтись без спецэффектов.

Тим Скоренко. АВТОПОРТРЕТЫ ПЬЕРА ВИТТОНА


Прошлое ушло, его больше нет. Жить прошлым нельзя. Но иногда очень хочется. Одно дело, если в позади осталась долгая плодотворная жизнь. Совсем другое - если там остался проигранный бой, потерянный противогаз, искалеченное здоровье. Волей-неволей пожалеешь тогда, что былое не исправить. Но найдутся ли силы и желание жить дальше, вопреки случившемуся?
Рассказ-картина. Эскиз, контуры, объём. Заполнение цветом. Получившееся изображение – в тёмных тонах, почти чёрное – по прочтении станет белым. Совсем не похоже на рисунки Пьера Виттона. И это хорошо.

Жаклин де Гё. ВЕЧЕРНИЙ ЭТЮД


Дождливый вечер в Париже. Здесь темно – экономят электричество. Здесь дают концерты в подвалах, опасаясь авианалётов. Самое место для интриг и шпионов. Свечи, папиросный дым – антураж что надо. К тому же не перевелись ещё джентльмены – значит, всё не так уж плохо!
Красивый получился этюд, что ещё сказать.

Сергей Беляков. МЕХАНИК


Последняя, двенадцатая битва на реке Изонцо. «Сотни храбрецов «ардити», горных стрелков, гордости итальянской королевской армии», засевшие в многочисленных ходах горы Изонцо, противостояли превосходящим силам немцев и австрийцев. Оборона итальянцев была сломлена, и королевская армия в панике отступила. Химические снаряды сделали своё дело, а артиллерия добила тех, кого не убил газ. Сергей Беляков предлагает своё видение тех событий.
Он вводит в игру таинственный спецотряд химических войск, капитан которого прославился чудовищными методами ведения войны, а его бойцы похожи друг на друга как близнецы и не ведают страха. Ладскнехты Молоха войн берутся за страшное дело. Гора Изонцо обречена…
Что ж, рассказ получился неплохой. Хорошо описаны сложности позиционной войны и ужасы химической атаки. На войне, говорят, все средства хороши, но они лежат за гранью человечности. Как, впрочем, и сама война.

Дмитрий Богуцкий. ИСТРЕБИТЕЛЬ С ЧЕРНЫМ ДРАКОНОМ


Эту историю Дмитрий Богуцкий рассказывает устами Манфреда фон Рихтгофена, лучшего немецкого пилота-аса Первой мировой войны. Манфред делится с боевыми товарищами впечатлением от встречи с «Черным драконом» - таинственным и смертоносным истребителем союзников, от которого никому не удавалось уйти. Богуцкий даже вписал свою версию о гибели великого Бёльке – основателя немецкой лётной школы.
Воздушная охота нарисована во всей своей красе. Настоящая охота на дракона – опасная, но увлекательная.

Владимир Венгловский. ПТИЦА БЕЗ НОГ


А вот похожая история – с другой стороны фронта. В некотором роде продолжение предыдущего рассказа. С высоты всё кажется другим. Отравляющий газ, расползающийся по земле, взрывы снарядов, падающие фигурки людей – выглядят как игрушки на шахматной доске. Кто-то скажет, что они летуны, благородные рыцари, а не убийцы. А кто-то задаст вопрос: «Зачем?». Что они ищут в вышине? С кем они там разговаривают? У многих из них в прошлом есть то, отчего можно попробовать скрыться наверху. Снова и снова вступают они в воздушный бой, прекрасный как глубокое синее небо.
Но война ведь не спорт и не рыцарский турнир, который можно взять и прекратить. Пока идёт война – люди будут убивать друг друга.
Впечатляющий рассказ.

Дмитрий Градинар. ГАЛИЦИЙСКИЕ СНЫ


Это мог бы быть настоящий армейский детектив. Закончилась Галицийская битва, и на фронте установилось временное затишье. Всё хорошо – но в одном из полков творятся странные вещи. Несмотря на неделю без боёв полк несёт потери, равные потерям предыдущей операции. По этому поводу в полк прибывает служащий конрразведки – ситуация из ряда вон и нуждается в разрешении. Сюжет хорош. Но не очень правдоподобен. Полк может нести большие потери и сохранять боевой дух – но короткое время и при условии нахождения в бою. Если же полк несёт такие потери во время затишья, то боеспособность он потеряет очень быстро – часть солдат дезертирует, а другая зароется глубоко в землю. А тут - целую неделю бойцы гибнут, гибнут внезапно и неотвратимо, причём большими группами, но полк продолжает жить своей жизнью. Поются песни, пьётся чай, поедается гуляш, штаб охраняется кое-как – как будто и нет никакой угрозы.
Впрочем, сам по себе рассказ интересный. В нём есть тайна, а ключ к ней - в галицийских снах.

Сергей Чебаненко. СЫН ГЕНИЯ


Фантастический рассказ о параллельных мирах, точнее, об их строительстве. Эффект бабочки в действии – достаточно вернуть волю к жизни одному ключевому человеку, и история будет развиваться совсем по-другому. На дереве мироздания вырастет новая ветвь.
Умереть ради любви легко. А вот жить ради любви – это уже гораздо сложнее. Но только так, живя, можно создать новый мир.
Вдохновляет, не правда ли?

Юлиана Лебединская. ГОЛУБКА БЕЛАЯ, ГОЛУБКА ЧЁРНАЯБ.


Вторая повесть стала хорошим логическим завершением сборника. История о войне и страсти, любви и предательстве, преданности и отваге, смелости и коварстве. Настоящая военная драма. Кавказский фронт, западная Армения, Ванское сопротивление, хребет Деве-Бойне. Кровавые схватки и боевые подвиги. Милосердие и ревность. Две «голубки» – чёрная и белая.
Красивый сюжет и отличное исполнение.

****
«Милитариум» закончился. Он явил Великую войну во всём её завораживающем уродстве и принёс понимание этого трагичного события. Война – плохое место для живых.

Авторы и составители хорошо постарались, и за это им большое спасибо.