Больше рецензий

Selena_451

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2015 г. 15:16

501

3

Битва за "Эрнани". В 1829 году цензура запрещает пьесу «Марион Делорм», но Гюго не унывает и приступает к новой драме – «Эрнани». Чтобы опять не заподозрили в чем-то неподобающем, автор переносит действие в Испанию XVI века. Когда пьесу допустили к постановке на сцене Комеди Франсэз, в то время главного парижского театра, разгорелись нешуточные страсти. Образовались две группировки: сторонники «нового, свободного» искусства (они же романтики) и приверженцы классицизма, которым пьеса пришлась, мягко говоря, не по душе. Это неудивительно: «Эрнани» противоречил всем традиционным канонам – нарушены знаменитые три единства, появились авантюрные элементы в сюжете и любовный «квадрат», а в начале пьесы король вообще предстает далеко не идеальной личностью. Кроме того пьеса написана «свободным» стихом, чтобы выражать живые, естественные чувства.

К постановке Виктор Гюго подготовился заранее. Он обратился за поддержкой к друзьям и знакомым из романтиков. На их билетах было написано «железо (вместо пароля). В день премьеры сторонники Гюго пришли в театр задолго до открытия. О том, что там было – умолчим. Это ярко отражено в французской экранизации тех событий – «Битва за Эрнани». Когда, наконец, началось представление, то в зале разгорелась самая настоящая битва: стычки двух сторон, свист, шиканья, аплодисменты, яростные споры. Так продолжалось несколько месяцев. Пьеса имела оглушительный успех: все 45 представлений прошли при переполненном зале.

Почему постановка привлекла такое внимание? Потому что дело было не только в одной конкретной пьесе, решалась судьба романтизма – сможеть ли утвердить себя на сцене романтическая драма.

картинка Selena_451

картинка Selena_451

Сюжет пересказывать не имеет смысла: он перенасыщен разного рода тайнами, переодеваниями, узнаваниями, похищениями, тайниками и прочим. Укажу лишь на две основные линии – любовь к донье Соль трех мужчин – Эрнани, старого де Сильва, дона Карлоса (он же король) и восхождение уже упомянутого мною дона Карлоса к власти. О пьесе можно говорить долго, поэтому я укажу лишь заинтересовавшие меня моменты.

Дальше...


Образ короля. Когда дон Карлос появляется в начале, то симпатии не вызывает. Он коварный, подлый и каким там еще должен быть истинный негодяй. Лично меня «добило» предложение поделиться доньей Соль.

Не поделиться ль нам? У доньи Соль прекрасной
Так много доброты и нрав ее так тих,
Что сердца нежного ей хватит на двоих.

Поэтому меня очень удивила резкая перемена в характере персонажа, когда, выйдя из склепа Карла Великого, он говорит заговорщикам: «Дети мои, я прощаю вас». Потом поняла, что это была уступка цензуре, чтобы пьесу допустили на сцену. Король же не может быть плохим.
Кстати, у меня в его уста вкладывается знаменитый монолог, в котором народ сравнивается с океаном. Вообще народ-океан, грозный для коронованных владык, - сквозной образ у В.Гюго.

Народ!.. То океан. Всечасное волненье:
Брось что-нибудь в него - и все придет в движенье.
Баюкает гроба и рушит троны он,
И редко в нем король прекрасным отражен.
Ведь если заглянуть поглубже в те потемки, -
Увидишь не одной империи обломки,
Кладбище кораблей, опущенных во тьму
И больше никогда не ведомых ему...
И этим управлять! Коль выпадет избранье,
Ты, слабый человек, высот достигнешь зданья.
А пропасть - под ногой...

Конфликт любви и долга. Старый добрый конфликт классицизма. Вот только там всегда побеждает долг и честь. Логично было бы предположить, что Гюго как романтик отдаст победу любви, но! насколько можно считать тройное самоубийство триумфом любви? Мораль – пока на свете существуют ложные понятия о чести, любовь обречена на смерть.