Больше рецензий

NataliP

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 ноября 2015 г. 11:19

266

4 Пьеса о недосказанном

Я не люблю современные отечественные сериалы. Просто терпеть их не могу, даже если телевизор в соседней комнате, и я слышу лишь голоса. В них понапихано все и сразу- Санта Барбара отдыхает; игра актеров вызывает отвращение с нескольких слов, фальшивых и наигранных. Мне вспоминается камерная атмосфера фильмов Ингмара Бергмана, где в тишине и статичности рассыпано столько смыслов! И данный роман хорошее подтверждение тому, что порой молчание скажет больше истошного крика.

"Жаркий сезон" роман-пьеса. Повествование ведётся в настоящем времени, что уже довольно непривычно, а описание обстановки порой сводится к состоянию сцены. Кажется, что сейчас выйдут актеры, и начнётся действие. Однако это нисколько не портит восприятие, наоборот, метко бьет в ту самую цель, которую мы называем "суггестивной функцией искусства". Мы будто смотрим реальную жизнь, без пресловутого экшна, мы видим живых людей. Автор нисколько не пытается подцепить читателя на крючок (вы в это верите?), она будто показывает саму жизнь, вырезанную из трёх месяцев лета, и людей, которые проживали свои жизни, нисколько их не афишируя.

Но мы тут как тут. Мы подслушиваем за закрытой дверью, заглядываем в окно и замочную скважину, мы читаем по лицам. И нас вряд ли поймают: "Дали" укромно разместились в пшеничных полях, а из обитателей - лишь трое взрослых и ребёнок, не считая редких гостей. Этот дом похож на мирное животное, что затаилось в лугах и млеет на солнце. С акварельной прозрачностью автор рисует нам местный антураж: соломенную спелость полей, безудержную голубизну небы, фиолетовые грозы.

Но мне оказалось мало самих Далей во всем этом. Мало быта, мелких подробностей интерьера. Картинка распалась на прекрасную природу и серьезные проблемы внутри. И все это под налетом нарочитой легкости извне и давящей тишины, замалчивания внутри. Думаю, именно этого эффекта и добивалась автор, но мне хотелось бы большего погружения. А для этого, мне кажется, нужно было оживить сам дом.
И автор немного играет на нервах читателя. На протяжении всей книги мы ждём разоблачения, накала. Но все тишь да гладь, игры в молчанку затягиваются.

Роман очень красивый, поэтичный, метафоричный.В продолжение сказки о единорогах и принцессах, мне кажется, что идея книги проста: добрая фея победила в схватке во злым волшебником. Зло наказуемо.

картинка NataliP

О персонажах


Полина. 55-летняя хозяйка особняка, литературный редактор, в разводе. Полина единственный персонаж, в чьи мысли нам удаётся заглянуть. Женщина самодостаточная, знающая о себе все и принимающая в себе все. Дочь, повторяя судьбу матери в семейной жизни, ворошит в ней воспоминания о прошлом, о любимом муже, об изменах, об умершей любви. О том, как все это препарировалось, чтоб предстать сегодня в виде телефонного звонка от того единственного мужчины, звонка, который не всколыхнул ни одну фибру души. Если в предыдущей прочитанной мною книге 52-летняя героиня носила косуху, курила травку и спала с мужчинами вдвое младше себя, то Полина как раз тот случай, когда женщина не ищет вчерашний день. Да, она поддалась чувствам, и воспоминания заполонили собой все это знойное лето, но лето кончилось, а с ним улетело в окно и прошлое. Она сказала Гарри "нет", она сказала Хью "нет", ибо эта женщина поняла, что отлюбила в молодости. Сейчас время других приоритетов. Когда Полина стоит у окна, есть огромная дистанция между ней и тем, что там, снаружи. Ей никогда не стать частью самодостаточной аутентичной стихии сельского края. Но они могут соседствовать, сосредоточенные каждая на себе.
Тереза. 29-летняя дочь Полины, замужем, в декрете. Полина так или иначе переняла модель отношения к ней матери, и в её отношениях с дочерью мало откровенности. Хотя я сама не сторонница тех, кто делает из мамы подругу и рассказывает об излюбленных позах и размерах детородного органа очередного любовника. Да и брак, дело такое-твой выбор, причём окончательный и бесповоротный. Это как экзамен на поступление в ВУЗ: выбрал, выучил, сдал, начал учиться новой профессии. Многие бросают или идут на другой факультет, но это уже скорее исключение, чем правило. Тереза относится к той категории женщин, которой мне никогда не стать. Не дано мне любить мужчину самозабвенно, терять голову, бросать все и всех ради него одного. Но такие есть, и это совсем другая порода.Смерть Мориса спасла жизнь Терезе. Ведь она бы простила, а он продолжал бы искать самоутверждения. И так всю жизнь. Она бы сломалась.
Морис 44 года, писатель, женат. Мы видим его лишь глазами Полины, поэтому все характеристики весьма стандартны: эгоист, интеллектуал, интриган, любитель женщин и красного вина, человек, который всегда будет в поиске. Он задекорировал свою жизнь: молодая жена, подрастающий сын, налаженный семейный быт. И на этой сцене он всегда будет играть по своим правилам. Есть те, кто его превозносит, это Тереза, Джойс, а есть те, кто остерегается таких натур, кому они внушают опасность, это Полина. Морис хитрец, а я, как и она, не допускаю их близко. Авантюризм ходит рука об руку с жестокостью. Однако эти качества вовсе не исключают доброты. Есть материи, которые блокируют в таком человеке многие его качества. И, как человек умный, он им поддаётся. Поэтому конечно он любит сына, он ценит то, что создал, но он все же считает, что ему позволено больше, чем дано. Отсюда связь с недалекой девицей, но которая умеет себя подать, завести, я бы так сказала. И вот он уже по уши в этом, уверенный, что выйдет сухим из воды. И вышел бы, если бы все так нелепо не закончилось.
Все остальные мужчины оттеняли характер главной героини. Знакомство с Крисом показало,что ей не чуждо сострадание, что она не ханжа. Ей понравилось произведение столь романтического характера, она прониклась к автору, помогла ему в разговоре. А про Хью можно вообще написать целый роман. Мужчина, проживший всю жизнь с психически нездоровой женой и ставший вдовом. Есть о чем подумать. Полина женщина, у которой были в жизни мужчины, которой делали предложение руки и сердца, но эта женщина выбрала свободу. Не все хотят обременять себя в 55 лет.

Комментарии


По английским меркам (роман то английский), у этого союза мать-дочь просто нездоровая близость. Это совершенно не типично для их культуры.
Что-то добро-победитель какое-то сомнительное. По сравнению с ним и зло не зло.

Интересно было прочесть вашу рецензию. Вы "досказали" то что недосказано на ваш взгляд. Я вот книгу прочитала и у меня нет однозначного отношения к каждому из героев. Но я больше склоняюсь к версии, что зло здесь не Морис, а Полина. То есть, теща. Автор - хитрюга!


А в чем зло Полины по отношению к дочери?


К дочери - ни в чем. Хотя, нет. Есть в присутствии там, где не должно ее было быть. Обсуждение гениталий любовников итп, о чем вы пишете меньшее зло, чем соглядатайство в отношении мужчины и женщины.
Опять таки, английская культура вообще построена на дистанции родители-дети. Тем более, родители- взрослые дети.
А разве убийство - не зло? Человека убила, все таки.


По-моему, так мать выдерживала дистанцию до последнего. Морису, мне кажется, надо было везти жену на свою территорию, а не жить в одном доме с тещей. А то получается, женщина в собственном доме видит, как муж её дочери обхаживает какую-то девицу. Какая мать тут равнодушной останется? У всех своя будет реакция, но передивать будет каждая по-своему. Насчёт убийства, по мне это все-таки несчастный случай. Ситуация такая, что ночь, гроза, лестница, пьяный мужчина, который явно не хочет, чтоб ты разболтала лишнего. Страх и злость одновременно, движение рукой, а в результате смерть. Я бы все- таки не стала обвинять Полину в убийстве.


Да, насчет дома соглашусь. Но видите в чем дело - все равно получилось что она перенесла свой горький опыт. Вроде как дочь это она. Но ведь так не бывает. Тереза и Полина две разные женщины. И может быть, Тереза по другому пережила бы все эти драмы. Может быть, Морис повел себя по другому, потом. Но Полина все перенесла на свой опыт и свое отношение. В конце концов, они могли просто развестись. И у мальчика был бы отец, если уж мы жизнь человека Мориса не считаем ценностью.
Это как минимум неосторожное убийство.


Полина просто не принимала Мориса как человека. У меня самой были в жизни подобные личности: от них исходит опасность. Но они хитрят, притворяясь друзьями. И вроде бы ничего мы против них не имеем, но не верим им ни минуты, и стоит им появиться вблизи, как все наше естество напрягается. Ещё как назло общаться они хотят именно с нами. Вот таким, как мне кажется, она его видела. Но дочь выбрала его, и мать приняла это как факт. Хотя многое отдала бы, чтоб их встреча никогда не случилась. Да, любящей тещей в нашем русском понимании она не стала, но он и не мешала, не промывала дочери мозги на кухне.

И может быть, Тереза по другому пережила бы все эти драмы


Да, однозначно по-другому. Она бы любила и ждала. Не знаю, долго ли. Может быть ещё лет 20, пока Морис не понял бы, что физически мало что уже может предложить. Он превратился бы в блистательного теоретика, погрузился в новую нишу самоутверждения.Они оба, впитавшие мудрость жизни, остались бы семьей. Мне кажется, Тереза из тех женщин, которые рождены, чтобы любить мужчину и жить в его тени.

Может быть, Морис повел себя по другому, потом

А он не считал своё поведение непристойным

«— Да бросьте, — отвечает Морис. — Вы взрослая женщина. Это жизнь — вы должны бы знать»

Морис простил себе все грехи на много лет вперёд, как и Гарри. И тут вопрос, сможет ли женщина принять все как есть?
Полина не смогла. Она другая. И её отказ от присутствия мужчины в жизни тому доказательство.


В том то и дело. При чем тут Полина-Морис? Тереза-Морис - да, но суть книги абсурдный поединок Полина-Морис.
Не считал непристойным, да. Но мог пересмотреть свое отношение из-за уважения к жене, из жалости даже. Они могли выработать какую то формулу отношений, устраивающую обоих.

В том то и ценность книги. Что понять Полину легко, и Мориса осудить легко. Но вот развязка - не слишком ли? И на чьей стороне автор? Кто Полина в ее глазах? Только ли мать-тигрица порвущая обидчика ребенка? История о материнской преданности? Или о выходе за границы? О ревности убивающей людей и чувства? Ведт Полина сама как мертвая, ее ревность вытравила, мужчин для нее не существует. Люди, да, мужчины нет. И в семье дочери мужчину вытравила. Материнской любовью.
У меня было ощущение, когда читала, что она перепила антидепрессантов. Безэмоциональная.


Дело в том, что у таких, как Морис на первом месте работа, на втором-работа и на третьем-работа. А работа его - творить, а чтобы творить, Музу надо кормить. .Чтобы творить, надо жить образами, а семейная жизнь-штука до обидного реалистичная. И никогда он ни из-за каких-то там уважения или жалости не лишил бы себя такого способа существования, который подпитывает вдохновение, будоражит и временами заставляет страдать. Это его вдохновляет.
Но в паре Морис-Тереза она бы всегда любила( ревновала, страдала, уходила, возвращалась, сходила с ума от счастья), а он позволял ей это делать. Хотя она могла и сломаться, долго быть в депрессии, а потом взять и выйти замуж за хорошего парня, но любили бы все равно Мориса. Но опять же это лишь мои ощущения. Мы видим и того, и другого абстрактно и только с одного угла.
Я не увидела в Полина какой-то слепой материнской любви, ревности и т.д. Мне она показалась женщиной дипломатичной. Безэмоциональная? Может быть. Но это просто свойство характера. В её возрасте женщины успокаиваются и становятся большей частью наблюдателями.
Мне кажется, это книга о выборе: партнера, среды обитания, жизненной позиции. И что роковая случайность оказывается сильнее любого человека. Но при чтении книги Морис был для меня источником опасности, олицетворением зла. Может быть, и для автора тоже, поэтому она приготовила ему такой конец.Хотя опять же у вас своё мнение на этот счёт!


У меня нет желания обелять Мориса. Просто не считаю что он заслужил смерть. В целом, я как и вы, конечно больше сочувствовала Терезе и Полине, нежели ему.
Просто если бы все было так просто- павлин муж изменяет порядочной жене, теща терпела терпела да и не выдержала - книге Букера не дали бы... Хотя, кто их знает?

Спасибо за интересную беседу!)


Ну почему не дали бы? Художественная литература - субъективный взгляд автора на вещи порой весьма тривиальные. Чем более мастерски написано, тем качественнее продукт.
Морис личность, безусловно, интересная. Мы, мне кажется, смотрели на него с разных позиций. Я-как на образ, олицетворение чего-то, внушающего опасение, не буду говорить, зла. Вы-как на конкретную личность. И если для меня его смерть победой добра над злом, то для вас-физической расправой, которую заслуживают лишь конченые преступники.
Может быть, мы услышим ещё чьё-то мнение. Было бы интересно. Спасибо и вам:)


Подождем!) Книга достойна бОльшего внимания. Обидно что читателей не много.


Наверно по причине своей "английскости" и несобытийности. К тому же в этом жанре есть авторы, в основном это женщины, у которых гораздо больше произведений и которые у всех на слуху. Хоть Букера и не получали:) Но познакомиться с другими произведениями Лайвли однозначно захотелось, хотя бы с одним.