Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

17 ноября 2015 г. 05:32

1K

1.5

Пока все смотрели фильм "Марсианин", я читал повесть А.Н.Толстого "Аэлита". Про Марс, если вы не в курсе. И знаете, лучше бы я сходил в кино на эти переспецэффекченные блокбастеры, чем читал это. Да, 100 лет назад задумка наверняка казалась живой и изобретательной, но если бы подобное произведение было написано в наши дни (с исправлениями насчёт революции и Советского Марса, конечно), его бы сочли огромнейшей банальностью. Всё это мы уже читали (например, у Бредбери) и видели (например, в "Аватаре"). Нельзя не признать некое новаторство Толстого в этой теме, однако современному читателю адски сложно воспринимать повесть, как нечто новое.

Ладно бы ещё всё дело было в заезженности темы полёта на Марс. Так ведь и написана эта история попросту плохо. Я даже не могу отыскать каких-либо достоинств. Недостатков так много, что из меня фонтаном выплёскивается критика, и не обессудьте, если она будет непоследовательной.

Ну, во-первых, зачем они вообще туда полетели? На такой вопрос Гусева Лось отвечает: "Летим, чтобы лететь". Можно, конечно, подогнать под эту фразу философскую подоплёку, дескать мы и живём то, не зная для чего, - чтобы просто жить, но видится мне, что автор и сам толком не может объяснить зачем нужен этот полёт. Видимо, чтобы писатель написал книжку. Завоевательская мотивация Гусева ещё как-то просматривается: сделать Марс советским, вывести оттуда полезные ископаемые, и т.д., а вот объяснять мотивацию Лося тем, что тот, мол, совсем одинок на Земле и потерял смысл жизни после смерти своей любимой... Ну и что теперь - каждому одинокому мужчине строить ракету и улетать на Марс?? Да где ж вы найдёте столько ракет и столько Марсов???

Во-вторых, меня просто раздражает конкистадорский пафос Гусева. Повесть написана в 1922 году, через 5 лет после Октября. И агит-призывы к всемирной, космической революции тут на каждой второй странице. Что в итоге получилось - земляне даже на Марсе устроили революцию, не пробыв там и года! При том, не плевать ли им на то, как устроена местная жизнь? Однако Гусев с готовностью "бросается на амбразуры" в порыве солидарности с дружественным марсианским рабочим классом. Вряд ли, очень-очень вряд ли Толстой написал сатиру; он перенёс землянский опыт переворота на марсианскую почву. И это читается комично и чересчур идеологично.

Затем: если на Марсе высокоцивилизованное общество, которое как минимум не младше нашего "земельного", почему оно практически ничем не отличается от нашего? Вообще создаётся впечатление, что доблестная парочка космонавтов полетела не на другуй планету, не на terra incognita, а - за границу в отпуск! Не вижу никакой разницы между землянами и людьми - они выглядят одинаково, живут они по тем же законам (в значении "законы жизни"); более того, прилёт "пришельцев" как будто не производит на марсиан никакого впечатления, как будто ничего и не произошло. А реакция землян на увиденные окружающие красоты и посторойки выражается в одной (!) фразе Гусева, дескать: "Во дают, мать его!". Всё! В моём понимании полёт на Марс - это переворот сознания, радуга эмоций. Но моё понимание, очевидно, не совпадает с пониманием Толстого.

Толстому в целом, похоже, было начхать на художественную правдоподобность - он писал либо агитку, либо детскую наивную сказочку, либо то и другое вместе. Но даже дети, не будь глупыми, тоже найдут в тексте массу "косяков". Я просто свалю все претензии в кучу, а то уже надоело структурировать свои претензии. Итак:
- лексика и топонимия марсиан как будто украдены у индейцев или ацтеков: Сын Неба, Магацитль, Лизиазира (чем не "Теночтитлан" или "Кетцалькоатль"?)
- корабль-яйцо землян почему-то простоял никому не нужный в марсианской пустыне до тех пор, пока марсиане вдруг не спохватились, что на нём можно улететь в космос. Если было давно решено убить землян, почему корабль не уничтожили сразу же? Впечатление, что Толстой сам забыл про корабль и впопыхах решил его уничтожить, чтобы читатель не упрекнул его в недальновидности. Однако это явный сюжетный ляп.
- я не специалист в космонавтике, но то, как Лось и Гусев вернулись на Землю - просто смех. Как я понимаю, в космической пространстве, чтобы добраться до какой-либо планеты, необходимо придерживаться строгих координат, попросту говоря "лететь по приборам". Они же выглянули в иллюминатор, увидели Землю (так же, как мореходы, смотря в подзорную трубу, видят сушу и кричат: "Земля!"), и направились к ней. Что ж, боюсь Вас разочаровать, Алексей Николаевич, но планеты не разбросаны на небе, как яблоки на столе! Заблудиться в космосе - раз плюнуть! Замечу, что до этого они каким-то образом набрели на Сатурн, а потом, мол, исходя из его положения, проложили маршрут к Земле - это тоже нонсенс, ведь планеты не выстроены в линию (следующая остановка - Юпитер; следующая остановка - Марс; следующая остановка - Земля, конечная).

Всё же вынесу отдельным абзацем тему любви. Которая провозглашена, но мною на найдена. По-моему, между Лосем и Аэлитой нет никакой любви. Это, простите, только страсть и влечение. Девственница-марсианочка-комсомолка куковала на своей скучной планете и бросилась на шею первому встречному мужику. А мужик этот - одинокий вдовец - разумеется, увлёкся таинственной "нежной" незнакомкой. За одно это слово - "нежная" - я сразу же невзлюбил Толстого. Не понимаю этих штампов и художественных лекал - почему марсианка обязательно должна быть молодой и нежной? Разве это не ипостась землянок? Почему марсианка не может быть морщинистой, полметровой горгоной о трёх руках? Конечно же, если моя цель - воспеть космическую вселенскую любовь - моя марсианка обязана быть нежной. Но в такую любовь я, увольте, не верю. Будь она описана иначе, скажем, в формате 400-страничного романа, а не 140-страничной повести, может быть, меня бы и удалось убедить.
Но это уже совсем другая история. Эта история меня не убедила совсем.

1 2

Комментарии


Очень интересно написано, спасибо.
Саму книгу читала еще в школе (давно) и не помню от слова совсем. По вашей рецензии вижу, что и помнить там нечего.


Пожалуй, написано даже интереснее, чем сама повесть. Не как комплимент себе любимому, а как упрёк автору повести говорю.


Верю на слово:-))


Мне пажется вы действительно сказали о повести так, что еще читать ее было бы излишним.)))
Я читал ее лет в 14 в далекие советские времена и что революционный пафос, разрушим все до чего дотянемся, что любовная линия, есть же такие дуры, что на шею первому встречному , но не как все, бросаются, был совершенно в жилу.
Вы еще "Месс Менд" Мариэтты Шагинян не читали? В некотором смысле гораздо интереснее "Аэлиты".


Мне пажется вы действительно сказали о повести так, что еще читать ее было бы излишним.)))

Это Вы что имеете в виду? Что у меня куча спойлеров в рецензии? Если да, то я никогда не предупреждаю об этом в рецензиях - это написано у меня в профиле.

Расскажите в 2 словах, пожалуйста: чем "Месс Менд" интереснее "Аэлиты". А то мож захочется прочитать...


Ой что вы! Причем здесь спойлеры. Вы просто сказали об Аэлите все, что о ней стоит знать современному читателю.
Аэлита все же при всей новизне для своего времени довольно шаблонна. Даже Гиперболоид инженера Гарина заметно выше ее по части завлекательности и мыслям о мире. Шагинян же использовала конспирологическую идею и создала действительно нечто оригинальное, чему аналогов вроде просто нет.


Просто надо уметь воспринимать произведение в контексте времени,когда оно было написано.Тоже касается и кино.Если сейчас фильм " Девчата" сегодня смотрится странно,то не по вине создателя.Как-то разговаривала с подругой,показывала ей фотографии своих любимых голливудских актрис 20-40 годов.Посмотрев,она сказала: " Да у них же прически не модные!".


Просто надо не писать комментарии, начинающиеся со слов "просто надо", потому что никто никому ничего не должен.
Действительно, есть такие произведения, которые сегодня смотрятся странно из-за разного контекста времени. Но конкретно "Аэлита" смотрится странно по вине создателя. Даже критика тех лет восприняла это произведение очень сдержанно, а иногда и негативно.


В мире есть вещи,которые человеку действительно надо понимать.Вы настолько незрело рассуждаете,с таким напором,что хочется держаться от вас подальше.Слава богу,вашу рецензию никто не заметит,а "Аэлиту" будут читать и через 50 и через 100 лет.


Скорее всего это произведение было написано под впечатлением от книг Эдгара Берроуза "Марсианин Джон Картер".


Странно, чем более хамская рецензия, тем больше у нее шансов попасть на главную...
Только желанием обратить внимание на свою рецензию можно объяснить упреки автору за то, что его книга, написанная 90 лет назад банальна по сравнению с нынешним блокбастером, а также пассаж про то, что автор выбрал такую "заезженную тему", как полеты на Марс (!). Ладно, пониманию причинно-следственной связи сейчас уже не учат. Про такой фактор, как контекст времени вам уже написали.
Книга реально слабая, но из рецензии видна не ее слабость, а Я автора рецензии


Вы невнимательно читаете, а потом же обвиняете в хамстве. В первом абзаце написано:

если бы подобное произведение было написано в наши дни ... , его бы сочли огромнейшей банальностью

Но понимать сослагательное наклонение во фразе "если бы" сегодня, похоже, не учат.
В пассаже про заезженную тему не было написано, что автор выбрал эту тему. Речь о том, что почти 100 лет назад тема была нова, а вот сегодня читать об этом - заезженная тема. Другими словами, тема не актуальна, но никто не винит в этом Толстого.


Полторы звезды говорят о нерешителности и неуверенности. Рецензия не только подтверждает, но и открывает новые грани.


объяснять мотивацию Лося тем, что тот, мол, совсем одинок на Земле и потерял смысл жизни после смерти своей любимой... Ну и что теперь - каждому одинокому мужчине строить ракету и улетать на Марс??

Не каждому. Вообще, арсенал средств для таких случаев велик. Можно уйти с головой в работу, "купить абонемент" в кабинет психоаналитика или начать пить. Это из традиционного. Есть кое-что поэкстравагантней - уйти в монастырь или записаться в свидетели Иеговы. Если на дворе эпоха, когда "космические корабли бороздят просторы Вселенной", то почему бы и не податься на Марс?
А если серьезно, то попытка справиться с личным горем - вполне годная мотивация для бегства за тридевять земель (или неземель).


Что ж, хорошо что не стала читать. Меня-то и космическая тема никогда особо не интересовала, а тут ещё революция и прочее.
В "Гиперболоиде инженера Гарина", правда, тоже не без этого, но не бросается в глаза. Я прочла совсем недавно, мне лично, очень понравилось.
Кстати, вы тут и ацтеков, и "Аватара" упомянули. После просмотра фильма уже в интернете прочла, что среди любимых авторов Кемерона числится Г.Р. Хаггард. А мне ещё во время просмотра бросилась в глаза схожесть сюжета с "Дочерью Монтесумы".


Не люблю "Аватар", и повесть эту не полюбил. А Хаггарда не читал, не в курсе.


Извините, конечно, но это просто апофеоз воинственной некомпетентности. И лайки эта рецензия собирает от тех, кто "не читал и рад, что не будет читать".
Уважаемый, обвинять фантастику 20-х годов в "несвежести" - все равно, что смеяться над тем, что царская семья не смотрела телевизор и не пользовалась мобильниками. Вы видите ленту истории задом наперед, и новатором для вас тогда должен быть автор, начавший писать в прошлом году. Он-то знает, сколько часов лететь до Марса - это, видимо, важнее всего.
К тому же саму книгу читали вы невнимательно. Иначе бы быстро догадались, почему марсианское общество похоже на земное и откуда у них такая знакомая топонимика.
И, наконец, очень жаль, что вы так и не заметили богатой символики, изящнейшей хрупкой конструкции из тонких параллелей, которую выстроил Толстой. Впрочем, некоторые люди читают художественные произведения как сухой набор фактов. Жаль только, что при этом они так демонстративно агрессивны.


Не вижу ничего дурного в том, чтобы во весь голос сказать, что книга мне очень не понравилась, тем самым предупредив прочих, чтобы не читали. Пусть даже сделано это чересчур "воинственно" и "агрессивно". Это честнее, чем менжеваться со словами "Возможно, я ничего не понял", "я ещё не дорос до понимания" и т.д.
Жду-не дождусь, когда приступлю к повестям Толстого (которые лежат на полке), чтобы, вероятно, подтвердить, что он посредственный писатель, или, в угоду Вам выражаясь "политкорректно", что он - не мой писатель.


Стимпанк на Вас тоже производит впечатление чего-то устаревшего и нелогичного? Книга Толстого, на мой взгляд, редкого для фантастики высокого качества текст. Его надо воспринимать, как винтажную вещь, которая со временем только хорошеет и становится более стильной. Читать лучше первую редакцию, там революционная составляющая не так однозначна, там революция - бедствие. Толстого в то время упрекали в буржуазности как раз.
Вот, например, фрагмент:
"Краснокожий мальчик плавным толчком поднял крылатую лодку в небо.
Холодный ветер кинулся навстречу. Белая, как снег, шубка Аэлиты была пропитана грозовой свежестью, горным холодом. Аэлита обернулась — щеки ее горели."

Это плохо?

1 2