Больше рецензий

Psyhea

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2015 г. 23:56

269

3

Беременным и детям просьба не беспокоиться.

Швеция считается страной, в которой показатели уровня жизни одни из самых высоких в мире. Казалось бы, что можно ожидать от авторов преуспевающей и процветающей страны? Чего угодно, кроме того фирменного жанра, которым знамениты скандинавы в литературных кругах. Конечно, здесь не обошлось без влияния мифологических традиций. Что и говорить, жизнь греческих богов была не в пример слаще бытия асов и ванов. Можно сказать, клуб тлена и безысходности - это национальная традиция, которой северные авторы следуют вот уже много веков.

Скандинавская литература преимущественно отличается мрачным взглядом на жизнь, тяжелым подавляющим читателя сюжетом и суровыми, сложнохарактерными персонажами. Линдквист, как вы догадываетесь, исключением из этого правила не является. Но помимо классической атмосферы тлена и мрака, он вносит еще некий элемент черного юмора, который заставляет сравнить «Звездочку» скорее с комиксами «Город грехов», чем с творчеством Достоевского (по словам Линквиста - одного из его вдохновителей).

Бесчеловечные убийства, безнаказанная жестокость, опасные психологические отклонения и травмы – все это сразу и резко повышает рейтинг книги. Слабонервным рекомендуется воздержаться от прочтения. И все бы ничего, и не такой трешачок сегодня встречается, но Линдквист претендует, на что-то большее, чем просто треш. И с точки зрения его амбиций, книга выглядит откровенно сырой и недоработанной. Завязка произведения хороша, но как только происходят первые убийства, основная идея с музыкой отодвигается на второй план, и автор обращает свое внимание на развитие некоей опасной секты. Где музыка всего лишь фон, а в основе лежит подростковый максимализм (Тереза) с одной стороны и серьезные нарушения психики (Терез) - с другой. И этот дуэт откровенно не вытягивает финал. Остается до конца непонятной логика, которой оправдывается кровавый последний аккорд. Вроде как миру о себе заявили. А что именно заявили, кроме названия – непонятно. Не зря в прощальном письме Терезы говорится о пустоте. За красивыми словами песен Теслы и ровными рядами строк Линдквиста скрывается пустота. Пустота с большой буквы.

Помнится другой роман автора «Впусти меня» также произвел на меня двоякое впечатление. С одной стороны, любопытный колорит, нуарный и относительно свежий сюжет про вампиров. Но будто бы события, свидетелем которых становится читатель, разворачиваются за стеклом. И это тонкое стекло - сравнимо с триллионами световых лет, разделяющими два края Вселенной. Читатель вместе с автором находится за стеклом и всего лишь наблюдает. Он отстранен от героев, сюжета, повествования. Выключен из происходящего. И таким образом, лишен возможности сопереживать героям или ненавидеть их. Все тлен, - будто бы говорит автор. Хорошие мы или плохие. Кровожадные или добродушные. Это не имеет значения.

И вот здесь я не согласна с Линдквистом. Нуар далеко не самый мой любимый жанр. Особенно в своем скандинавском воплощении. Все имеет значение. И безнаказанность преступников, какие бы философские озарения не лежали у ее истоков, не должна быть сведена к холодному наблюдению и обсчувстливанию читателя. Не говоря уже о том, какой жуткий пример, может почерпнуть из этого романа холерического склада проблемный подросток.

От животных нас отличает именно умение сочувствовать другим. А автор лишает читателя этого дара. С холодным нигилистическим интересом он препарирует лягушку и пускает ток через ее лапки, безо всякого намека даже на проблеск жалости.

ИТОГО: Очень мрачная нуарная книга о проблемах подростков, которая предназначена скорее для запугивания родителей и лишнего напоминания о том, что стоит внимательно приглядывать за психологическим состоянием своего ребенка. Очень на любителя.