Больше рецензий

13 ноября 2015 г. 00:01

42

5 Мэри Шелли «Франкенштейн»

«Неужели человек действительно столь
могуч, добродетелен и велик,
и вместе с тем так порочен и низок?»

Произведение, вызывающее массу противоречивых эмоций. К главным героям невозможно относиться односторонне, без примеси сожаления, сострадания, ужаса и осуждения.

Роман преподнесен в очень интересной манере. Он написан от перового лица, но именно этот момент и является переменным – главный герой меняется. С самого начала мы знакомимся с Уолтоном. Капитаном корабля, идущему на северный полюс. Знакомимся мы с ним через его письма к любимой сестре Маргарет. В один из дней, когда они застряли во льдах и начали отчаиваться, на льдине к ним приплыл человек. Они его подобрали, обогрели и сделали всё, чтобы вылечить его горячку. Немного придя в себя, неожиданный гость рассказывает свою историю капитану. Историю Доктора Франкенштейна. И здесь меняется главное лицо, теперь история от лица Франкенштейна. Виктор решил рассказать свою историю, чтобы спасти от гибели, которая неминуема в погоне за тщеславием, самого Уолтона, чьи планы о покорении северного полюса могли забрать не только его жизнь, но и всего экипажа.

Виктор начал свою историю с раннего детства, чтобы объяснить причину, своего горького падения. Он вырос в любящей и гармоничной семье. У него был лучший друг Анри, восхищение которым не померкли за столько лет. У него была Элизабет – пристанище его сердца и будущая жена, счастье семейной жизни было бы неминуемо, если бы все сложилось иначе и ее сердце всё еще билось.

Дальше, когда он знакомится со своим творением, рассказ переходит к созданию Франкенштейна. Он рассказывает, как трудно ему было, как сложно одному во всем разбираться, как сложно самому всему учиться. А самое страшное – как ужасно тяжело быть отверженным и одиноким. Да, так называемый «демон» совершим много ужасных поступков, но кто научил его этому? Люди и их отношение. Кто объяснил ему, что это не правильно? Никто – он сам познавал мир. Кто научил его любви? Его создатель повернулся к нему спиной. Да, доктор Франкенштейн много выстрадал, потерял всё самое дорогое его сердцу, но мне его не жаль. Жаль его семью, его друга, его создание – но его нет.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» И уж тем более в ответе за тех, кого создали!

Каждая мать любит свое дитя, воспитывает его и знакомит с окружающим его миром. Отец помогает встать на ноги сыну и не натворить глупостей. Сознание создания, которого оживил Франкенштейн, было такой же чистый лист, как и у детей. Эта работа была детищем доктора, и только он был в ответе, кем станет его творение ангелом или демоном. Виктор создал «демона». Демона, который жестоко отомстил ему за одиночество. Когда человека отвергает общество за содеянный им поступок, это очень тяжело, невыносимо, но понятно. А в чем был виноват демон? В том, что его создатель сделал его достаточно страшным, чтоб его боялись и достаточно сильным, чтоб его боялись в двойне. Мало ли на свете людей с прекрасной, восхищающей окружающих внешностью прогнивших изнутри? А людей с внешними изъянами, наполненными милосердием и добром, которые помогают многим пережить тяжелые времена? Любовь создателя к творению своих рук и ума, могла изменить эту историю и подарить Франкенштейну счастливую жизнь, о которой он так мечтал.

«О! Хорошо смиряться несчастливцу,
но для преступника нет покоя.»

Виктор винит себя, за то, что он создал демона. И он прав. Он создал демона, но ни когда оживил его, а когда отвернулся.

Удивительно, что роман, заставляющий по-философски взглянуть на ситуацию, был написан в ходе игры 18летней девушкой. Можно сколь угодно обсуждать правильно ли Франкенштейн поступил со своим чудовищем, у каждого будет своя правда. А вот имел ли он права оживлять не живое? Это более глубокий и сложный вопрос. В век высоких технологий и новых открытий в генетике и материи, этот вопрос становиться актуальным. В поисках возможности создания новой жизни, не создадим ли мы демонов на наши не разумные головы?!