Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 ноября 2015 г. 11:49

67

3

Любопытный постмодернистский эксперимент. Интересная литературная игра. Только вот не сказки, ну никаким боком. Да, рассказы сборника основываются на них, затрагивают их, переосмысляют их мотивы. Но сказками они от этого не становятся. Я бы назвала этот сборник не "Сказки на новый лад", а "Сказочный след в нашем сознании" - так было бы правильнее.
Сначала книга не пошла категорически, первые три рассказа я вообще жалела, что за нее взялась. Но с четвертого дела пошли лучше, хотя "Теплый рот" - испытание не для людей со слабым желудком.
В целом, пожалуй, даже довольна. Но именно как литературным экспериментом, а не сборником страшных сказок для взрослых. Тут, скорее, Фрейд, чем Юнг, хотя и последний временами проглядывает. Страшилок для тех, кому 18+, тут тоже искать не стоит, хотя на мысли о них и наводят активно название и обложка. Жути в этом сборнике, конечно, хватает, но она совершенно другой, не мистической породы, - это обреченность, жестокость, безысходность и несправедливость человеческой жизни в самых неприглядных своих проявлениях. Как правильно отметили в одной из рецензий, эту книгу надо читать как образец современной интеллектуальной прозы, тогда есть шансы, что она вам понравится. А вот как сказочную антологию ее лучше даже не рассматривать во избежание жестокого разочарования. Да, в этой книге наличествует пара-тройка рассказов, которые смело можно назвать классическими сказками в современной переработке, но остальное - либо психологический реализм, либо постмодернистский сюрреализм. Порой, кстати, очень неплохо написанный (хотя встречаются и совершенно жуткие образцы), однако, что есть, то есть. Это сложный сборник и воспринимать его так же непросто. Прочтения он, пожалуй, достоин, однако, очень и очень на любителя. Широкой аудитории я бы его рекомендовать не стала.
Из двадцати "сказок" представленных в сборнике мне понравились только восемь, остальное либо на среднем уровне, либо откровенно плохо.
Впечатлили сюрреалистичные "Братья-лебеди", мифопоэтичные "Полпути" на основе той же сказки, фантасмагорическая "Русалка в ветвях" и психоаналитически-аллегорическая "Снежная королева". Также пришлись по душе отмеченные явной мистической ноткой "Брат и птица" и "Лесной царь", и полностью реалистичные "Снежка и Роза" и "О чем петь ракушке, когда тело отлетело".
Вполне реалистичные "Хансель и Гретель", "А кудри как золотая пряжа" и сказочно-метафоричные "Баба-яга и Пеликаничка", "Страсть", "Дым-угрюм", в принципе, можно спокойно прочесть, но большого впечатления на меня они не произвели. Это нормальные рассказы, обычный средний уровень.
"Дикие лебеди" и "Горшочек" - пир постмодернизма, который я обычно люблю, но здесь как-то не зацепило. Эти истории просто никакие. В первом еще можно уловить хотя бы настроение (пускай оно мне и не нравится), но оно быстро теряется за бессмысленностью происходящего, а второй - просто пшик.
Ну и четыре откровенно тошнотворных рассказа - "Зеленый воздух", "Глаза собак""Где я была" и "Теплый рот". Совершенно отвратительные вещи, скидку я готова сделать только "Зеленому воздуху", потому что отсылка к Синей бороде здесь получилась лучше, чем во втором сборнике (а вот заявленная "Девочка со спичками" не так легко вычисляется, но рассказу не хватает ясности, чтобы перенести его из раряда "невнятная муть"). "Где я была" Петрушевской придавливает своей безнадегой точка ру, в нем давит не физиологическая гадость, а душевная тяжесть, мрак, тлен и обреченность, плюс, я в упор не вижу связи с "Иванушкой", несмотря на все усилия примечания к рассказу убедить меня в том, что она тут есть.
Ну и "Теплый рот" - это, конечно, апофеоз всего плохого, что есть в этой книге.