Больше рецензий

9 ноября 2015 г. 16:51

149

3.5

Читаешь иное средневековое и фентези и думаешь - вот это были времена (☆ω☆). А потом открываешь подобную книгу и думаешь - вот это были времена 〣( ºΔº )〣.

Я бы предпочла назвать данную книгу "Как всё плохо было в Средневековье". Когда только начинала пробегать глазами аннотацию, мне рисовалось, что я узнаю, как же происходила эволюция древних лекарей во вполне себе компетентных специалистов. В принципе, ожидания оправдались, но немного в ином ключе.

Почти целиком книга посвящена ужасам жизни в Средние века (про Древний Мир сказано крайне мало) и нескольким значимым медицинским светилам, внёсшим наибольший вклад в развитие данной науки. К сожалению для меня, истории тут оказалось чуть больше, чем, собственно, самого врачевания.
Очень много посвящено именно обстановке, окружавшей развитие медицины - политическая ситуация, жизнеописания видных личностей, исторические предпосылки.

Особое внимание уделено родовспоможению. Видимо, эта тема и отношение к ней в прошлом настолько впечатлили Хаггарда, что он посвятил ей чуть ли не 2/3. И надо сказать - не зря. Собственно, об этом нам сообщают с самого начала.

Положение женщины в любой цивилизации есть показатель уровня ее развития; положение женщины лучше всего определяется по той заботе, которую проявляет общество к рожающей женщине. Соответственно нигде взлеты и падения цивилизации не прослеживаются лучше, чем в истории деторождения.

Простите мне мой французский, но у меня волосы на жопе дыбом становились, когда я читала, как наши предки производили потомство ещё каких-нибудь 200 лет назад. Приступы ужаса сменялись нервным смехом. И если когда-то и было желание переместиться во времени, то отпало оно тут же.

Если роды у первобытной матери оказывались трудными, то племя подчас прибегало к весьма радикальным мерам. Мать, например, брали за ноги, опрокидывали вниз головой и принимались трясти. Иногда женщину катали и подбрасывали на растянутом одеяле. Американские индейцы сажали женщину на землю, и воин несся на нее верхом с явным намерением раздавить, в последний момент отворачивая коня в сторону. Целью было напугать мать и дитя и подтолкнуть роды. Иногда мать укладывали на спину и принимались давить на живот или подвешивали ее к дереву на ремень, пропущенный под мышками, а на живот давили снизу ремнем, надетым поверх живота. Так стимулировали роды и в Европе всего каких-нибудь четыреста лет назад. Аккомпанементом родов могло быть песнопение, барабанный бой и даже ружейная стрельба. Древние греки во время родов пели священные песни, и даже в наши дни еврейские женщины из низших классов сопровождают роды пронзительными воплями. При трудных родах знахарь, шаман или его позднейший преемник – священник – мог войти в комнату роженицы, промямлить несколько стихов из какой-нибудь книги (например, из Корана), плюнуть в лицо роженицы и предоставить остальное Божьей воле и природе.

И ладно бы со всякими обычаями и так далее, но стоит помнить, что ни лекарств, ни анестезии, ни, банально, анатомических познаний тогда не было! Вместо анестезии женщина могла рассчитывать, максимум, на ободрение! Самыми популярными лекарствами были: слабительное, локон девственницы, лишайник со внутренней стороны черепа преступника и чей-нибудь помёт. Любая любознательность жестоко каралась, а лекари довольствовались анатомией Галена и божьей помощью. Религии, кстати, уделяется немало внимания, как одному из основных компонентов стагнации медицины. В общем, Бог, туши свет.

Книга явно заслуживает прочтения. Здесь доступно и очень живо описывается, к чему ведёт невежество и нежелание его искоренять. Ведь несмотря на такой прогресс люди в природе своей, какими были 1000 лет назад, такими и остались.
В одном первооткрыватели медицины были правы на 100%, и что, несомненно, актуально и по сей день.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими.
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище