Больше рецензий
9 ноября 2015 г. 15:10
2K
5
РецензияГи де Мопассан. "Ожерелье"
Спойлеры, захватывающие "Мадам Бовари" Флобера.
Начну с Флобера.
Помните, жила-была девушка. Красотою лепа, бровьми союзна... Все бы хорошо в девушке, да с приданным как-то не очень. (Привет Островскому). И выбор, следовательно, невелик. Обстоятельства принуждают бесприданниц становиться женами мелких чиновников (лекарей, не суть)
И так скууушно с этими мелкими, так скууушно.
Ну разве о них мечтали Ларисы-Эммы-Матильды- Иветты Лизетты Мюзетты
Жанетты Жоржетты...
Достаточно лирических отступлений, пожалуй.
Итак, Флобер.
Эмма. Красивая интересная женщина. Ей бы в обществе блистать, да на балах, кружить головы молодым людям и не очень. А она? "В глуши, в деревне"? Что за радость...
Сюжет стар, как мир.
Вот знаете, Островский - он поступил со своей героиней гуманней всех. Он ее убил, не мучая.
Флобер для своей героини выбрал казнь мучительную. Долгую. Со взлетами и разочарованиями. То поманит возможностью счастья любой (дорогой) ценой, то разобьет это призрачное счастье о стену реальности. Долго-долго автор сдирает шкуру со своей жертвы, затем заставляет не менее мучительно умирать.
Мало того. Он не дает проявить сострадание к жертве.
Мопассан (ученик Флобера, кстати), в своей великолепнейшей новелле "Ожерелье" показывает Эмму выжившую. Вернее: что было бы, если бы...
Мопассан великолепен! Не перестаю восхищаться его умением преподнести в кратком тексте огромный объем информации, эмоций, непроговариваемых впечатлений. Успеваешь только кивать головой: "Да-да, я понимаю, да. угу. нет, не нужно объяснять, и так понятно..."
Ах, да. Эмма. Вернее - Матильда. Вышла замуж за мелкого чиновника. Нелюбимого. Или нелюбимого - потому что мелкого. Трудится чиновник на грошовой работе, а жена у окошка мечтает о лучшей жизни. В иных интерьерах, на другом уровне. О балах и нарядах, о приемах и ... да мало ли о чем мечтает! Реальность же другая (страдает).
И вот муж приносит билет - приглашение на бал к министру (счастливый случай, о таком приглашении мечтает каждый клерк министерства)
Матильда шьет платье на все сэкономленные супругом деньги. Ах, как она хороша! Единственное, чего не хватает - это украшения. А без украшения на шейку нет смысла в платье.
"А ты одолжи у своей приятельницы" - советует муж. Да-да, она так и сделает. Из всех предложенных украшений Матильда выбрала бриллиантовое ожерелье.
Она была неподражаема! Она наслаждалась танцами, сказочной атмосферой, о которой раньше только мечтала. Да, здесь она была на своем месте, в своей стихии.
Кстати, помните, там еще был муж Матильды? Он в это время сидел в холле с такими же скучными мужчинами, как и он, назовем их, к примеру, г-ном Бовари и г-ном честным служащим Карандышевым. Вам жаль их? Не стоит жалеть, что вы. Они всем довольны.
Но все закончилось. Закончилось гораздо печальнее, чем просто возвращение в неуютный свой мир. Она потеряла ожерелье.
Нет-нет, она вернула подруге драгоценность. В ювелирном магазине отыскалось точно такое же. Стоило оно баснословных денег. Деньги эти находятся - берутся в долг. Кредиты под огромные проценты, так как надо срочно, а что делать?
А потом десять лет отрабатывали долг. Строжайшая экономия, бедность, даже убогость жилья, одежды, высчитывание каждого гроша, непривычные занятия: стирать-убирать-мыть-ходить на рынок и воевать там за каждый грош-носить воду-готовить... Она постарела, руки огрубели, ей было безразлично, как она выглядит. Растрепанная, непричесанная, с изменившимся сварливым голосом, она даже отдаленно не напоминала теперь прежнюю Матильду.
А однажды, случайно, произошла встреча с подругой, одолжившей злосчастную вещицу.
"Бедная, бедная Матильда! Украшение не стоило таких денег! Бриллианты были фальшивые. И цена ожерелью - максимум пятьсот франков!"
Бедная, бедная Эмма! Не стоили и твои увлечения стольких усилий и трат. Но они приносили удовольствие и ты платила, не считаясь ни с чем (кем), принимая фальшивку за настоящую ценность.
Разумеется, фальшивка - это иллюзия любви. Эмма так хотела настоящей любви, что принимала за нее все, что блестит.
Флобер растянул Бал Эммы на много страниц. Дамы ангажжжирруют кавалеров! Кружится в танце Эмма, мы читаем описания кавалеров - а так ли это важно?
Закончится праздник и Эмма умрет. И Матильда умрет. Только будет иметь несчастье видеть свое длительное и отвратительное разложение. Образно умрет, разумеется. Материальная оболочка останется. Но в ней уже ничего не будет от Матильды, кроме имени.
Да здравствует Советский суд Островский! - самый гуманный писатель в мире.
А Мопассан великолепен, безусловно. Но он не будет жалеть своих героев и плакать над ними. И вам не позволит.
Комментарии
Гениальный рассказ, спасибо, что напомнили, перечитала, восхитилась, задумалась, так и не оформила в слова результаты задумчивости, но вспомнила почему-то рецензию , которую недавно на форуме обсуждали) на какое-то дикое пособие о женщинах для мужчин.
А "Госпожу Бовари" так и не смогла дочитать в прошлом году. Вот думаю, стоит ли пытаться ещё раз. Или Мопассан уже всё сказал.
Ну, надо отдать должное Эмме и Матильде. они, разоряя своих мужей, хотя бы не выносили им мозг))
Думаю, стоит) Там есть очень интересные моменты, о которых Мопассан не говорит.
Кстати, обратили внимание на фамилию приятельницы Матильды?
Вообще в жизни в такой ситуации вынос мозга должен иметь место, мне кажется)
Ой да, из "Милого друга" же фамилия. Думаете, это неспроста? Вроде есть что-то общее - приятель главного героя, тоже сделал ему одолжение и т. д. Или вы не об этом?)
Не знаю) Мне кажется, что это дополнительный штрих к портрету Мадлены.
Портрет Мадлены как и весь "Милый друг" у меня немного в тумане за давностью лет - как никак полтора года назад читала))
Героини совсем разные! Сейчас не могу подробно написать, но и мимо пройти не могу)
Конечно разные!) Одна - Эмма, другая - Матильда)) А, еще же безвременно почившая Лариса. Вообще не похожа ни на М., ни на Э.
А общего совсем-совсем не находите?)
Общее примерно то же, что вы описываете, как отличия - да, все они молодые привлекательные женщины, порой мечтающие и что же?
Э. была бы похожа на М., если бы она призналась Шарлю в долгах и стала бы работать вместе с мужем, чтобы выплатить эти долги. Кроме того, М. не совершила ровно ничего предосудительного, всего лишь потеряла чужое фальшивое ожерелье.)
Лариса была органически не способна жить с таким как Карандышев, это другой биологический вид для неё... Так что...
Именно это и общее: молодые привлекательные женщины. Которые не хотят признавать реальность. И пытаются выбраться из нее. Превратить мечты в реальность любой ценой.
Пусть ожерелье - не символ, а реальное ожерелье, взятое на один вечер. Потратить все мужнино "состояние" на удовольствие прожить один миг так, как ей хочется, как она себе намечтала - вы можете определенно сказать, о ком это: Об Эмме или о Матильде?)
Предлагаю представить жизнь Ларисы, не появись Паратов накануне свадьбы ) Допустим, она таки вышла замуж за Карандышева и...
Матильда именно что НЕ тратила ничьё состояние, она же не заставила мужа ради этого бала купить в кредит ожерелье, наоборот, практично заняла у подруги. А потом ей было стыдно признаться. А с мужем у них - взаимопонимание, если не нечто большее. Иначе не смогли бы они из-за этого злосчастного ожерелья столько лет впахивать.
Лариса не смогла бы жить с Карандышевым, совсем.
Вначале было платье)
Утопилась бы после свадьбы, что ли?
Платье любая бы захотела.) Это не разорило бы семью.
Не исключено, что и да. Или поскандалила бы и к маме вернулась. Это не могло стать её мужем, в том числе и физиологически, по-моему, Островский ясно даёт понять.
Кроме этих денег у них-то ничего больше и не было.
Вспомните, она хотела утопиться, но не смогла. К маме нельзя. Мама ясно дала понять, что та не медаль на шее*. Остается только участие Кнурова или Вожеватова. Или еще кого.
* Кстати, не будете возражать, если и Аннушку из "Анны на шее" сюда же запишем?)
А ружье, что, необходимая для семьи вещь была?) Или кто мужчина, тому и удовольствие?
Мама бы никуда не делась, думаю, если бы дочка пришла, все же не чужая. Другое дело - гордость Ларисы. До свадьбы с К. м.б. и не решалась утопиться, но после - легко.
Про саму Анну слишком мало известно, в рассказе больше про мужа.
Дело в том, что это были единственные деньги. Я же писала: "Его состояние")) Необходимая или лишняя, но она их забрала на свои удовольствия, а не на его и не на общие.
Маменька сбагривала своих дочек за кого попало именно потому, что для нее они были обузой. Какая такая гордость? Напомните, плиз)
На каком основании такой вывод?)
Ну почему. И про Аннушку достаточно много. Больше и не надо для полноценного портрета.
Ну так надо делать скидку на время написания - вы так пишете, как будто это наши современницы, сволочи эдакие, работать не хотят, а хотят за счет мужа жить.)
Я очень давно читала и "Бесприданницу" и "Анну...", но в в Ларисе помню ощущение собственной ценности и гордость, а в Анне помню, что её молоденькой ради блага семьи замуж отдали за этого орденоносца будущего. Ну, что ж, расплатился орденоносец, надо думать.
Мопассан+Флобер+Островский: вы традиционно заставляете читателей сопоставлять. Замечательно!
Островский, действительно, к свои героиням по-своему милосерден: он не доводит их до смерти души, до такого часа, когда посмотрев внутрь себя, невозможно найти там надежду или оправдание. Возможно, интересно добавить сюда и Катерину Измайлову: вот еще один способ решения проблемы сильной и чувствующей, но не достаточно развитой (и ограниченной в возможностях развития ) женщины в патриархальном обществе 19го века.
Или, скажем, Элен Курагина и Эмма Бовари… Ну тут комментариями не обойдешься, вопрос можно изучать и пересматривать всю жизнь.
Спасибо)
Вот, кстати, тоже вспоминала Элен))
Полагаю, что время действия тут вообще не при чем) Вот пример, если интересно. Еще - фильм "Подмосковные вечера" о Катерине Измайловой нашего времени.
Да, Островский великий гуманист)
*ссылка: http://www.livelib.ru/review/190005. Почему-то последнее время не открываются ссылки на ЛЛ, наверное из-за разных дизайнов)
Благодарю, прочту рецензию. Мне кажется, что время действия и написания в перечисленных произведениях тоже добавляет сходства, хотя сюжет и вечный, и человеческие характеры из века в век переходят. В 20м веке условия жизни героинь другие и раскрываться может тот же характер иначе.
Условия жизни другие? Это какие же?) Предложите пример)
Возьмем для примера Эмму. Ее взросление в монастыре было вполне типичным, типично ли такое воспитание сейчас? Безусловно, поместить юную героиню в монастырь автор может (Павликовский, вот поместил), но воспринимать мы будем это по-другому, да и для героини ситуация будет окрашена иначе, в большей степени нагружена ощущением странности своего положения, отдельности, м.б., несправедливости (все это чувствовала и Эмма, но добавится нынешней Бовари с поправкой на век еще).
Основное различие одновременно и, казалось бы, самое незначительное — детали. Детали быта, традиции уклада семьи и общества, устройство тех или иных социальных отношений. В общем-то, написать такую же драму можно: будет нам и провинция, и ограниченный добряк Шарль, и страстная бестолковая Эмма и т. д и т. п. Но я считаю, что обстоятельства, окружающая среда, язык романа и героев, предшествующая месту действия история, личная и общественная, произведение меняют. Меняют не фабулу, разумеется, а оркестровку, условно говоря.
Это мое личное мнение: правомерно ведь и то, что сюжеты вечны и немногочисленны, а детали дня сегодняшнего преходящи и играют служебную роль. Скажем так, правда, как всегда, в сопряжении двух противоположных утверждений, «вселенная одновременно конечна и бесконечна», как пишут в учебниках астрономии. Я люблю находить отличия.
Декорации разные. Суть-то одна)
Сильно ли изменилась Катерина (Гроза) или Лариса (Бесприданница)? Если бы отличия имели существенное значение, то каждая новая постановка спектакля зачеркивала бы предыдущую, согласитесь)
О нет, не зачеркивала бы (и не зачеркивает)! А вот история каждый раз смещается: из-за режиссера, декораций, актеров, контекста (какой театр, какой сегодня год, повестка дня, какие зрители).
По гамбургскому счету это смещения незначительные, соглашусь. Я часто смотрела некоторые постановки даже в одном и том же театре (с длинным промежутком во времени): это разные спектакли о разных героях.
Понимаю, что необходимо видеть общее за любой мишурой и сиюминутностью. Мы выбираем тот или иной фокус зрения, соответствующий личным целям и интересам.
Вряд ли мы выбираем собственное мировосприятие))
То, что вы описали в первом абзаце, только подчеркивает главенство идеи, а не декораций (зрителей тоже можно к декорациям)
Выбираем точку зрения, с которой будем рассматривать предмет: сегодня говорим об общем, завтра сконцентрируемся на различиях и т.д. Это не мировосприятие - только ракурс предмета, это нам доступно.)
С какой бы точки не рассматривали "Подмосковные вечера", какие бы имена не дал персонажам режиссер, в любом случае вы определенно скажете, что это - экранизация "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова. Или все-таки будете возражать на том основании, что огромная разница в деталях?)
Ну да оставим тему, если вы не против) Предлагаю рассмотреть отсылку Мопассана в "МД" и "Ожерелье" к Божественной комедии Данте, если хотите)
Скажу и то, и это, оба утверждения правомерны. Оставим.) Нет, Данте остался в школе, поддержать разговор о нем я не могу.
Жаль) Хотела бы прокрутить тему роли Форестье в этих историях)
Увы мне, выше головы не прыгнешь. )
С удовольствием прочитала рецензию:) Очень люблю такие сравнения героев и произведений, причем чем они неожиданней, тем интересней. Спасибо!
Вам спасибо)