Больше рецензий

6 ноября 2015 г. 15:51

1K

4 Докладная записка об опасности удвоения призмы восприятия.

Воистину «это становится опасным». И таблетками уже точно не спастись. Где-то в районе 30-х страниц этого медитативного повествования я осознал, что в процессе заглубления в текст, вновь испытываю ощущение, знакомое по некоторым ранее прочитанным книгам. Такого рода книги я определяю для себя как «душеспасительная литература». При этом жанры литературных произведений «из этой серии» могут быть самые разные – от космо-оперы до эзотерики через самую, что ни на есть, классику. Главный объединяющий их фактор – это то, что некое первое лицо знакомит тебя с обстоятельствами путешествия своей души (др.-греч. Ψυχή (она же - Психея)), при этом, не всегда, но чаще всего, совпадающим по времени в реальном мире с путешествием из точки «а» в точку «зета».

В данном конкретном случае я словил эмоциональную аналогию с прочитанным давным-давно репринтным переизданием описания пешего паломничества некоей девицы из Петербурга (ага, совпаденьице))) в глухие дебри Сибири («опять об Пушкина!»), к неочевидному православному месту силы, с посещением героиней попутных святых мест. Так вот там все было описано подноготно и правдожизненно, покилометрово и вплоть чуть ли не до ежедневного меню. Как есть. И вскользь, между строк, просвечивало то, как на бэкграунде горел и разгорался в человеке огонь веры. И огонь этот от начала и до конца становился все ярче и пламя его поднималось все выше и выше. Зачаровало меня тогда это горение ооооочень и оооочень сильно. Хотя с чего бы?.. – сплошь бытовуха и тлен. Тайга, яти, фиты, i десятиричные, тяжелый слог и безумие. Но и волшебство необъяснимое в зоне расфокуса. Которого я совсем ну никак не ожидал от той книги. Я уже и не помню того, вернулась ли она обратно в начальную точку или нет (Психея вернулась, все ок))), но свои ощущения, которые испытывал в процессе чтения, я помню очень отчетливо, тем более, что иногда эти ощущения неожиданно для меня самого «подновляются». Спасибо русским и нерусским писателям. Могут иногда. Очередное неожиданное «подновление» этих ощущений мне подарило чтение книги Андрея Оплетаева «Это становится опасным. Записки проезжего музыканта», за что я очень автору благодарен.

Вообще-то текстов подобного рода можно вспомнить достаточно. И если расковырять схему более-менее аналогичного произведения, находим под капотом следующее – главный герой один или в компании отправляется с некоей целью в некое путешествие, по дороге встречая людей или нелюдей и попадая в разнообразные плюсовые или минусовые ситуации. Итого, имеем перед глазами историю в целом монотонную (что уже (так бывает, поверьте)) – отдельный кайф, привет Джойсу, Прусту и компании), но регулярно прерываемую ощутимыми событиями, перекраивающими сознание главного героя. Однако, вот, например «Это я - Эдичка», «Имя розы» или там... «Жизнь Пи» таких ощущений умиротворения и просветления (да, да, я именно это слово употребил)), у меня не вызывают, а, наоборот, если взять «На дороге», «Левая рука Тьмы», «Эндимион», «Страх ненависть в Лас-Вегасе», да черт побери, хоть «Наивно. Супер» – они такие ощущения вызывают. То бишь, не так все просто... Видимо дело не в сюжете, не в форме и не в подаче. И даже не в реальности опыта! Алиса (ага, Лидделл, да, да, это я тебе) прости, ты в этот список не попадаешь!

Так. Ладно, я увлекся. Что же происходит в этой конкретной книге? А то!

Input – там есть автобус с кучей хучикучименов, которые безбашенно прутся на нем ч/з ледник на планете Зима в очередной город, для того, чтобы устроить там локальный мятеж против реальности на несколько киловатт и постараться немного на этом заработать... если не денег, то хотя бы еще пару пунктов к репутации. Таскают аппарат, крутят ручки. Рубятся. Когда как. Когда где. Секунды пространства. Встречи и расставания. Тишина и грохот. Бессмысленность и беспощадность. Блеск и нищета. Дот и антидот. Между молотом и наковальней. Отдельной строкой – аскеза саундчеков. Однако сигнал проходит и пацаны продолжают изнурять себя хорошими и нехорошими излишествами. О! А вот это вообще интересно! Достаем свою призму восприятия – наводимся, и... оп-па!.. оказывается, что смотрим мы на все это дело ч/з призму восприятия автора. Двойная призма. Два тура. Одна Сатана. Че там?! Ну че там?!!! А там Дон Хуан выписывает неофиту Люку-Карлосу правильные алгоритмы поведения воина. Как не растерять силу до выхода на сцену. Как себя правильно включать и выключать. Спать и бодрствовать. Воспринимать и отдавать. Чтобы получалась музыка. МУЗЫКА. Она – смысл, цель и путь. Главное – много громкой музыки и драйв. Нам нужно много драйва. А он и есть... и бывает так, что через край. И вроде все наладилось и катят стальные колеса. Однако реальность не дает спуска. Размен пи@@@@@ми. Едем дальше. Нормально. «Иногда ты ешь медведя, иногда он есть тебя». Холод. Стробоскоп. Мигрень. «Выше ноги от земли!». Автобус. Клуб. Шоссе. Вискарь. «Колесо вращается быстрей». Полное здО!рово и, соответственно, вечно.

<Ахтунг! Спойлер!!!>
Никто не умер (зря я этого опасался). Или нет, не так. Лучше – Моби Дик умер! Да здравствует Моби Дик! – ... и значит все отлично, и значит, слава Джа! Маленький принц Одиссей вернулся домой, умудренный новым опытом. И с усовершенствованной трудами душой. И только свет встречных фар так и остался полыхать в его глазах.
<Ахтунг! Конец cпойлера!!!>

Output – все это хороводство с Дик_им хохотом и безумным блеском в глазах вызывает в оконцове непонятное чувство полного умиротворения. Почему так? А хз, камрад!!! Откуда мне знать. Я же работал на пару с автором. И твой, совместный с ним труд над текстом этой книги, может дать совсем другой результат. Впрочем, в том, что касается лично меня, есть одно предположение. Наверное текст «Это становится опасным. Записки проезжего музыканта» вызвал во мне такой яркий эмоциональный отклик потому, что все это питерское безумие, помноженное на сибирскую основательность выдало на гора «шайтан-арбу» горящую, то злым индиго, то добрым красным пламенем. А на что можно смотреть бесконечно, умиротворенно медитируя? Правильно. На огонь. В данном раскладе – огонь творческий. Итогом же медитации является просветление. Профит! Ремарка – я категорически согласен с тем, кто скажет, что эта моя реакция сугубо индивидуальная и претенциозная. Так и есть. Индивидуальная. Не всем же подряд фичу прорубать)))) Гггы)

Короче, после прочтения я выдал книге несколько определений, дабы угнездить ее в системе себя и этим окончательно удовлетворился. Вот они:
Это – сон во сне, перемежающийся картинами яростной ясности сценического бытия и помутненными сценами хаотического забытья, плюс мудреный гастрольный обиход.
Это – инструкция для того, кто добровольно готов потерять связь с реальностью, чтобы выжать всего себя ради считанных часов рок-н-ролл-катарсиса.
Это – история о том, как птица-феникс дважды отработала свою карму и не загнулась посреди всего этого замечательного бардака.
Это – рецепт, описание того, как смешать кибер-кор, дружбу/ненависть и любовь в одном туре и не сойти с ума.
Это – медитация о точке равновесия для Бродяг Дхармы.
Это – неожиданно захватывающее описание правил Игры.
Это – книга, о времени с которой я не пожалел.

Ну а в том, что касается чисто/конкретно литературных достоинств и недостатков книги, то тут я не чувствую себя достаточно компетентным для того, чтобы делиться своими соображениями – оставляю это уверенным в своих способностях судить о предмете литературным критикам с профильным образованием. Чаще всего автор даже не догадывается о всех подоплеках и глубинах глубин того, что он натворил))). Сам я написал не о книге, а о моем от нее впечатлении. Лично для меня эти «записки проезжего музыканта» – увесистый кирпич в построение стен звука реальности и мифа PSYCHEA Soundsystem. Для интересующихся деятельностью этого конгломерата психов, книга к прочтению настоятельно рекомендуется.

Спасибо за внимание.
Есть сигарета?