Больше рецензий

3 ноября 2015 г. 02:45

181

5

Это роман о памяти. Он написан от лица 82-летней Мод с быстро прогрессирующей болезнью алцгеймера. Мод изо всех сил цепляется за реальность, которая буквально уходит у нее из-под ног вместе с забытыми словами, событиями и лицами. И помогает ей в этом мысль об Элизабет. Элизабет и Мод - подруги. Но от Элизабет давно нет никаких вестей. И Мод упрямо пытается обратить внимание окружающих на это.
Мод так важно помнить об Элизабет, потому что пока Элизабет существует в ее памяти - она существует и существует сама Мод.
Одновременно рассказывается история о старшей сестре Мод, которая пропала в далеком 46 году. История загадочная и даже, можно сказать, детективная. Так что на протяжении романа забывчивой Мод предстоит разгадать две таинственные загадки - куда и почему исчезла в 46 году ее старшая сестра и что случилось с ее приятельницей Элизабет.
Композиция романа - на первый взгляд мозаичная и хаотичная, как ускользающее сознание главной героини, - на поверку оказывается логической и выстроенной с математической точностью. В какой-то момент понимаешь, что автор ставит такой интеллектуальный эксперимент: попытку написать историю от имени человека, который постепенно теряет память. При этом мы должны вместе с автором допустить, что прошлое этот человек помнит очень хорошо, в мельчайших деталях и подробностях (что на самом деле не совсем так).
Каждый эпизод, каждая деталь очень важны. Безумная женщина, которая видела, что же произошло с сестрой Мод, и пыталась рассказать об этом, но ей никто не верил и ее никто не слушал, постепенно сливается с самой рассказчицей, которую никто не слушает и не принимает всерьез. Пес, хозяин которого уехал в спешке, лает, привязанный, чтобы привлечь к себе внимание. Но никто не приходит на помощь и пес умирает без еды и воды. Окружающим некогда, у всех свои дела. Если собака лает, то необязательно нужно что-то предпринимать по этому поводу - собаки должны лаять, правда же? Если больная старуха по несколько раз в неделю приходит в полицейский участок, чтобы заявить о пропаже своей подруги, ее надо повежливее и поскорее отправить домой. Она ведь не совсем в своем уме, что с нее возьмешь?
Физик Джон Арчибалд Уилер высказал предположение, что человеческое сознание определяет не только то, что произойдет в будущем, но и то, что уже произошло, наше прошлое. Точнее, оно произошло, потому что мы об этом задумались. Если бы задумались с другой целью и при других обстоятельствах, произошло бы что-то другое.
Историю старшей сестры нам рассказывает больная алцгеймером Мод. Она забывает все подряд, но помнит об Элизабет, и это помогает ей существовать в таком запутанном и непонятном настоящем. Ее диалоги с другими персонажами в романе читать даже весело, потому что там всегда как бы два разных диалога, две разные истории. Одна - это история Мод и ее воспоминания. А другая - история того, другого человека, с которым Мод сталкивает жизнь.
На Амазоне некоторые отзывы на эту книгу полны ужаса: "Неужели и я буду когда-нибудь, как Мод!!!!", "Лучше покончить с собой, чем так жить". Но в книге этого нет - нет ужаса, страха, депрессии. Есть истории. С большим количеством деталей. На первый взгляд все эти истории никак не связаны между собой, но в конце они все сливаются в мощный хор, или симфоническую музыку, или еще что-то где есть многоголосие и гармония.
Так что не бойтесь, читать не страшно и даже не очень грустно. Зато очень любопытно.
Я бы рекомендовала этот роман любителям неожиданных героев и нестандартной манеры повествования.