Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

2 ноября 2015 г. 16:33

5K

5

Книга основана на опыте работы Антона Семеновича Макаренко в колонии имени Ф.Э.Дзержинского. Я не собираюсь обсуждать и анализировать победы и недостатки работы колонии, тем более, в книге нет никакого Макаренко, есть заведующий, Алексей Степанович Захаров, я хочу поговорить именно о книге, и о тех неожиданных мыслях, которые книга вызвала.

Книга начинается классически – на привокзальной площади провинциального городка встречаются четыре будущих главных героя книги. Двенадцатилетний Ваня Гальченко, сирота, брошенный мачехой и отчимом. Пятнадцатилетняя Ванда Стадницкая, потерявшая родителей в потоке перемещений беженцев и оставшаяся одна. Какая судьба может ждать красивую молоденькую одинокую девочку на улице – рассказывать не надо. Игорь Чернявин, очень благополучный шестнадцатилетний сын из очень благополучной интеллигентной семьи, но муза дальних странствий и некая авантюрность характера вскружила ему голову и вот он сбежал из дома, живет вполне устраивающей его жизнью, слегка изобретательно поворовывая, но в целом весьма довольный собой. И Гришка Рыжиков. О нем автор почти ничего не говорит, но понятно, что и он ровесник или чуть старше Игоря, остался один, тоже живет на улице, и основная его работа – «мелочь по карманам тырить»(с)

Судьба разбрасывает героев, все проходят свои приключения и заново встречаются в колонии имени Дзержинского. Колония почти идеальна. Была ли она такой на самом деле – не знаю, она больше похожа на авторское представление того, какой должен быть дом для подростков, оставшихся без родителей. Мудрое правление заведующего, честный и бескомпромиссный коллективный орган – Совет командиров. Жесткая, но не жестокая дисциплина и готовность всех жителей подчиняться ей. Учеба, работа, отдых – все это есть. Светлые, оптимистичные картины проходят перед глазами. Наши герои по-разному вписываются в новый ритм жизни. Проще всего Ване. Он находит то, чего давным-давно лишен – справедливого отца в лице Захарова, строгого, но заботливого старшего брата – Алешу Зырянского, множество друзей – таких же как он веселых позитивных пацанов. Ванде очень нужен покой и возможность начисто забыть всю ту грязь, которая испачкала ее недолгую жизнь, и это ей тоже удается. Побрыкался с ограничением свободы и нежеланием работать Игорь, но и он нашел главное – человека, которого он готов уважать, чьим мнением о себе он дорожит. Да и колонисты там славные. Не требовалось особенных педагогических ухищрений, чтобы справиться с этими ребятами. А вот с Рыжиковым ничего не вышло. Он не дурак, он не наивен, его основная черта – он пакостник. Нагадить исподтишка – это образ жизни Рыжикова. И с ним не справились. А раз так – ему нет места в светлом будущем и… пшел вон. Выгнали и никто и не вспомнил о нем, а ведь Рыжиков никуда не делся.

Прошло больше восьмидесяти лет. И рыжиковы расплодились в неимоверных количествах. Это они с наслаждением малюют идиотские каракули на свежевыкрашенных стенах подъездов, они ломают качели на детских площадках, они пишут мерзости на сайтах и форумах, скрываясь под маской анонима. Справиться с ними невозможно. Полиция ими не занимается, мелкая рыбешка, а неповоротливость нашей законодательной системы не позволяет как-то серьезно дать им по рукам

Оффтоп
Несколько лет назад во время зимних школьных каникул моя коллега отправила дочку к подруге, живущей в маленьком городке в Германии. У той дочка-подросток. Она познакомила гостью со своими одноклассниками. Однажды вечерком дети отправились «пошалить» Зашли в подворотню, достали баллончик с краской… Через две минуты их увидел сосед, сфотографировал на мобильник, а еще через три приехала полиция. Деток загрузили в машину и отвезли в полицейский участок. Вызвали родителей, все лично явились в участок, выслушали – каждый – лекцию о необходимости следить за детьми, получили квитанцию на солидный штраф, включающий и ремонт стены. Никакие вопли о том, что родители одинокие, малообеспеченные, многодетные, не местные, мой только смотрел, баллончик не наш, позвонят «Ивану Ивановичу» силы не возымели. Когда приехали забирать российскую гостью, была сказана фраза о том, что правительство Германии рассмотрит вопрос о дальнейших выдачах визы столь неблагодарной туристке. Девочка рыдала, рассказывая маме об этой истории. Урок получен, я думаю.


И есть еще один момент в книге, почему-то оставшийся почти незамеченным. В книге есть совершенно дивный персонаж, один из моих любимых, Соломон Давидович Блюм. Трогательный хлопотливый завпроизводством, ухитрившийся из ничего состряпать абсолютно кустарную мастерскую, что позволила колонии заработать свои первые деньги и купить новые станки. И вот пришел конец хозяйству Блюма. И с огромным энтузиазмом колонисты бросились крушить развалюшный сарайчик. Чудом никого не придавило падающими досками, стропилами. Новый главный инженер орал и ругался, пытаясь остановить это безобразие, но его никто не слушал - это же энтузиазм!

— А энтузиазм вы знаете?
— Энтузиазм знаю, как же. Но вот, например, вы геометрию знаете?
— Знаем.
— Какая формула площади круга?
— Пи эр квадрат.
— Как можно эту формулу изменить при помощи энтузиазма?
— Ну, так это само собой! Энтузиазм совсем не для того, чтобы формулы портить.
— А вот вы сегодня испортили не одну формулу.
— Когда мы испортили?
— А вот, когда леса разбирали.
— А какие ж там формулы?
— Там на каждом шагу формулы. Если бревно стоит, оно на что-нибудь опирается. Есть определенные законы сопротивления материалов и т. д. По этим законам есть и советский закон: нельзя так разбирать леса. А вы, как папуасы, полезли, полезли, веревку в зубах потащили. А Руднев со своей бригадой как сараи валил? Сколько формул испортил? А формулы портить, сами говорите, нельзя.

У меня сложилось впечатление, что точка зрения восторженных колонистов так и восторжествовала. Мы то и дело прикрываемся энтузиазмом и портим формулы, нарушаем законы. Примеров тому тьма. Вот и сейчас: летнее время включаем, летнее время отменяем, переходим на зимнее, возвращаемся на летнее – и все с энтузиазмом. Тьфу.

Так что книга хороша и сама по себе и своей определенной актуальностью.

Комментарии


Оля, спасибо за еще одну полезную и интересную рецензию. оффтоп не менее интересен, кстати:

Вызвали родителей, все лично явились в участок, выслушали – каждый – лекцию о необходимости следить за детьми, получили квитанцию на солидный штраф, включающий и ремонт стены. Никакие вопли о том, что родители одинокие, малообеспеченные, многодетные, не местные, мой только смотрел, баллончик не наш, позвонят «Ивану Ивановичу» силы не возымели.

Думаю, что методичные немецкие родители потом еще несколько месяцев сумму штрафа вычитали с карманных денег для детей, чтоб доходчивей было.


И это оччень эффективно ))


Вот только стоит ли вообще читать подобные книги? Мир сильно изменился с тех пор, и той станы уже давно нет.


Древней Греции тоже давно нет, и страна уже не торт, и язык. Стоит ли забыть при этом про Гомера?))


Вы думаете Макаренко равен Гомеру? По мне так едва ли. Да, этнографические знания имеют право на жизнь, но умершая страна определяет их значимость.


От того, что той страны уже нет, некоторые мысли Макаренко актуальности и значимости не потеряли.
В той же "Книге для родителей", например.
Кстати, Российской империи образца 1913 года тоже давно нет. И что, вычеркиваем весь девятнадцатый век и далее?


Ну по 19 веку внуков все же не воспитываем наверно?


А что, "Обыкновенная история", к примеру, устарела? И что, нынешние "внуки" по-другому оценивают , скажем смерть Пети Ростова?
Есть внешнее, что и правда устаревает, есть то, что глубже


Макаренко Гомеру не равен (по моему мнению, возможно, кто то считает иначе), но это не означает, что из двоих можно и нужно выбирать. Это не плэй-офф, где Макаренко вышибает Гомера в четверть финале, потом Данте вышибает Гомера в полуфинале, Достоевский вышибает Данте в финале, а в суперфинале Достоевского побеждает Дарья Донцова, потому что ее читает больше народу, чем Достоевский и вообще, Российской империи уже 100 лет как нет.
Возможно, кто то считает иначе.


Но вы не согласны в принципе, что у писателей работает гамбургский счет?


В каком именно плане? Что в любом случае из двух произвольно взятых писателей разных стран и эпох можно определить лучшего?))


Мне кажется легко и непринужденно. Вот например равных Кафке, за прошлый век не появилось, в его естественно жанрах..


Напоминает старый анекдот:
едут в купе армянин и грузин. Грузин говорит: "Грузины лучше чем армяне". Армянин молчит. Спустя какое то время грузин повторяет: "Грузины лучше чем армяне". Армянин молчит, но мысленно уже начинает закипать. Спустя какое то время снова: "Грузины лучше чем армяне". Армянин не выдерживает, вскакивает и орет:
- ЧЕМ?????!!!!!!!!
- Чем армяне.
Так и тут, непонятно кого, как с кем сравнивать и по каким критериям. Популярность? Куча авторов бывших суперпопулярными в свои времена и уже забытых. Тиражи? Тогда в 70-е-80-е самым популярным "писателем" был Брежнев, миллионные тиражи на его "Малую Землю". Талант? А как и чем его мерять? Ну допустим, мы все совместно решили, что Агата Кристи талантливей Марининой и Донцовой и чо дальше?


Давно пора перечитать. Оля, спасибо, что напомнила.

У тебя тут такая интересная дискуссия)


Да, так незаметно ушла от книги, потом вернулась... Правда, интересно получилось ))

А вообще я люблю книги Макаренко. И "Педагогическую поэму" тоже очень люблю . А началось все с трилогии Вигдоровой, про Семена Карабанова. Там более "детско", более понятно. В "Поэме" все взрослее. А в результате люблю и то и другое


Я тоже Макаренко люблю. Правда читала в детстве еще.


Я тоже в детстве. И фильмы смотрела с удовольствием. А сейчас захотелось вернуться