Больше рецензий
31 октября 2015 г. 13:48
430
3.5 Мой Маяковский
РецензияСходу большущая оговорка: НИКОГДА прежде не читал стихов. 26-й год идёт мне. Но так, чтобы взять 600-страничную книгу стихов и читать-читать-читать 2 недели подряд - такое впервые. Как я докатился до этого? Почему-то рифмованный текст мне раньше всегда казался хуже, чем прозаический. Однако, взгляды меняются, и я повернулся к поэтам лицом.
Исходя из оговорки, не могу наверняка сказать: хорошие у Маяковского стихи или нет. Как только узнаю несколько других поэтов, прочитаю другие стихи, - тогда скажу более определённо, ибо мне совсем не с чем сравнивать (ведь если всю жизнь смотреть только Дом2 или слушать только Ваенгу, будешь думать, что это сливки телевидения и музыки). А пока лишь некоторые размышления.
Масштаб фигуры Маяковского огромен. Влияние на последующую поэзию, да и на всю культуры нашу он оказал значительнейшее. Я с пиететом отношусь к масштабу, который придаёт Маяковскому история, но мне не нравится то, как он рисовал свой собственный портрет. Скромности ему было не занимать. Ставить себя в один ряд с Наполеоном, быть едва ли не на дружеской ноге с Лениным, советовать Пушкину, укорять Колумба, чаёвничать с Солнцем, называться тринадцатым апостолом и т.д. - всё это родом из футуризма-нигилизма и оправдывает его, но мне всё же претит, так как попахивает манией величия. И вообще, этот нескромный горлан-главарь и грубый гунн из «Хорошо!» и «Владимир Ильич Ленин» мне нравится гораздо меньше нежного, проникновенного Маяковского из «Скрипка и немножко нервно» и «Хорошее отношение к лошадям», а он вопреки сложившемуся о нём образу агитатора, стоящего на баррикадах с простёртой вперёд, в Будущее, рукой, был ранимым чувствительным человеком - чтобы почувствовать это, даже не надо изучать биографию, где вас убедят в этом искренняя привязанность к Лиле, Яковлевой или сёстрам с матерью, а достаточно прочесть «Лиличку» или концовку «Про это».
Ещё более негативно я отношусь к неприкрытой прокламации стихов о Париже и Америке (о последних А.Архангельский спародировал:
Известное дело -
буржуйская лавочка.
Плюну раз -
мамочка-мать!
Плюну другой -
мать моя, мамочка!
Танцуют буржуи,
и хоть бы хны.
Видать,
не привыкли
к гостю московскому.
У меня
уже
не хватило
слюны.
Шлите почтой:
Нью-Йорк - Маяковскому.
) , равно как ко многим отдельным стихотворениям разных лет, в которых говорится о Революции, Партии и т.д. Сам Маяковский всей душой верил в сбыточность коммунистических мечт, но пусть он сколь угодно призывает завидовать паспорту Союза, я не хочу читать марш и лозунг. Когда В.В. встаёт под знамя Революции и начинает писать (= работать) ради неё, он убивает в себе лирика. Кто знает, может быть, политическая повестка дня зарыла его истинный талант в землю, и быть бы ему сейчас выше и светлее, и воплотиться бы на каждой полке... Но нет. Без Революции нет Маяковского, и наоборот.
Зато я с удовольствием прочитаю его хулу на мещанство, ненависть к которой, к быту, к оквартированию (при которой «Рассказ литейщика Ивана Козырева...» видится прямой сатирой) полностью разделяю. Не до такой, правда, степени, чтобы люто ненавидеть ананасы - вкусные фрукты, ведь. Мне также приглянулись полу-юмористические зарисовки типажей («Хулиган», «Ханжа», «Сплетник» и т.д.), но это не столько поэзия, сколько фельетонный госзаказ. И ещё нравится откровенный, прямой, грубый тон многих его вещей, вроде «Нате!» (название, кстати, ложится в строку с английским словом hate - «ненависть» - ибо Маяковский либо любил, либо ненавидел: без пограничных состояний), «Вам!» и «Во весь голос» - не потому, что грубый, а потому, что смелый.
Далеко не всё, что написано им о любви и поэзии, меня заинтересовало. Я, конечно, не согласен, что
любить - это значит:
в глубь двора
вбежать.
И до ночи грачьей,
блестя топором, рубить дрова,
силой своей играючи.
, и не вижу ничего криминального в мирном небосводе Молчанова, а поэт, на мой взгляд, это далеко не только тот, кто полезен. Зато я подпишусь под каждым словом «Разговора с фининспектором о поэзии» и разделю печаль десантного судна «Советский Дагестан», сольюсь с автором в вопле к Марии в «Облаке в штанах».
Как бы то ни было, моё мнение о Маяковском ещё окончательно не окрепло. Как такового мнения даже нет. Не потому, что я не имею своего мнения - просто и всех произведений ещё не прочитал (например, пьесы или поэмы «Люблю» и «Флейта-позвоночник»), и сравнить с другими нужно. Могу лишь сказать, что мне, как, наверное, многим молодым людям, во ВСЕХ его стихах симпатичны ритмика, откровенность и (как филологу) выбор лексики и неологизмы.
Говорите, посредственный отзыв у меня получился? Что ж, я старался.
А если вам кажется, что всего делов –
это пользоваться чужими словесами, -
то вот вам, товарищи, мое стило,
и можете писать рецензию сами!
Комментарии
Отзыв как раз не "посредственный", а хороший. Рада, что вам понравился Маяковский в ваши молодые 26 лет. Увы, о себе такого сказать не могу - со времен пионерского детства начинает тошнить при упоминании его имени (перекормили его коммунистической поэзией привязанной к идеологии). Понимаю, что глубоко субъективна, но ничего поделать не могу)).
Идеологическому Маяковскому - трижды "Нет!",
Лирическому Маяковскому - четырежды "Славься!"
О да, ритмика потрясающая) Видно по песне группы Сплин Маяк
Смелое решение начать знакомство с поэзией с Маяковского)
Но самое экспериментальное было бы начать с Велимира Хлебникова)
А вообще, респект и уважуха за действительно знакомство с творчеством, а не заочное неприятие, чем многие страдают по отношению к Маяковскому
Поскольку читаю только бумажные издания, а мой выбор на полке был: Маяковский, Блок, Пушкин и Есенин, - приходилось выбирать 1 из 4. Посему моё решение скорее маловариативное, чем смелое.
Песня "Сплин" понравилась. "Лиличка" - проникновенное стихотворение. Может быть, не совсем типичное Маяковскому, но одно из его лучших.