Больше рецензий
30 октября 2015 г. 13:04
326
4
РецензияНачну со страшного признания: я не люблю русскоязычную литературу. Я не люблю классику (хотя это смелое заявление, потому что из-за моей нелюбви я мало что читала. Нет, мне не стыдно. Хотя нет, мне все-таки стыдно, но исправлять это недоразумение я пока не готова), я тем более не люблю современную литературу. И я не люблю Макса Фрая (хотя, судя по количеству поклонников, я просто что-то не поняла, и надо попробовать еще раз), поэтому его (ее?) имя на обложке лично для меня рекомендацией не является. К чему я тут несу все это? К тому, чтобы объяснить, что очень долго я готовилась к худшему и, как могла, оттягивала момент, когда книгу нужно будет открыть. Знаете что? Напрасно.
Не секрет, что "Тролли в городе" - это сборник повестей, а не цельный роман (а с рассказами и повестями у меня вообще всегда хуже всего). Я вообще в этот раз вступила на очень опасную для себя территорию, с которой не чаяла выбраться живой, но на удивление не только выжила, но еще и осталась с приятным чувством сказочности. В каком-то из отзывов на этот сборник я увидела замечание о том, что повести интересны и легко читаются, но, к сожалению, моментально забывается их содержание и общий посыл. По большей части я с этим замечанием согласна, но! Как по мне, главную роль здесь играет не содержание и даже не посыл, а настроение, которое создают эти зарисовки. Какая разница, о чем они, если после каждой из них остается чувство, что тебя окутали каким-то волшебством и магией? Никто же не пытается анализировать зыбкую сказочность новогодней ночи или искрящуюся радость морозного рождественского утра, все просто наслаждаются ими. Так и с этими рассказами - нужно перестать их анализировать и просто наполниться их очарованием.
Если честно, я не могу найти слов, чтобы передать свои соображения от этого сборника, они из области ощущений и впечатлений. Каждая повесть у меня ассоциируется с каким-то месяцем или временем года - пожалуй, это будет самым правильным способом донести свои мысли. "Царица вод и осьминогов " и "Дочь Адольфа" - это промозглый, туманный ноябрь, где-то в своей середине, его хочется скорее пережить. О нем думаешь "да когда же это все закончится?!", хочется чтобы или солнце вышло поскорее и прогнало туман и дождь, или чтобы ударили уже морозы, было холодно, но светло и бело, чтобы ушел наконец этот туман, пробирающий до костей даже под самой теплой одеждой. Не любишь этот противный ноябрь, но не можешь не признать, что и в нем есть свое промозглое и туманное очарование. "Серебряные башмачки" - это почему-то снежный морозный вечер в начале февраля, три дня до этого мела метель, а теперь все успокоилось, тишина разлилась по воздуху, и только снег хрустит под ногами. (Повторюсь, это все на уровне ощущений, ничего даже близко похожего в повести нет. Просто навеяло. Должно быть, это все из-за шубы Петра Ивановича). "Сказки подменышей" - одно сплошное очарование предновогодней ночи. Тут должен быть и запах хвои, и горячий чай, и даже пошлый камин, и семья, которая будет сидеть перед ним, и родители будут читать детям именно эти сказки, а под елкой уже будут лежать подарки. И мое любимое - "Исчезновение поцелуя". Это уже совсем из другой истории, это не мокрая осень и не холодная зима, это весна, только-только начинающая вступать в свои права, согревающая первыми теплыми солнечными лучами, когда начинает просыпаться природа, и первые побеги появляются из-под земли. Это - возрождение природы и зарождение чьей-то новой любви, еще такой хрупкой и призрачной, но такой многообещающе яркой и сильной...
...Скажете, а где же тут анализ? А я вам скажу: какой может быть анализ у чувств, эмоций и впечатлений? Ими нужно жить, ими следует наслаждаться, по ним стоит тосковать, их обязательно нужно искать, чтобы переживать снова и снова. А анализ оставьте троллям, они и живут дольше, и дел у них меньше, вот пусть и анализируют.
Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка"