Больше рецензий

29 октября 2015 г. 13:48

108

5

Иногда бывает прочитаешь книгу и думаешь, а почему у нее именно это название? И никак не можешь уловить логики автора. А с этой книгой все с точностью до наоборот - невозможно представить чтобы у нее было другое название. Оно как нельзя лучше отражает все происходящее в послевоенной Франции (только ли?) - Большая барахолка - рассвет спекулянтов, приживал, воров, мошенников всех мастей, проституции. Именно в этот период в страну, с обесцененной национальной валютой, хлынул поток товаров из Америки - тут тебе и сигареты, и презервативы, и лекарства, и что еще хуже под видом лекарств всевозможные наркотики. Война кончилась - оружие Европе уже не продашь, но можно спихнуть туда другие товары. А еще можно продавать потерянным и неопределившимся как им теперь жить людям мечту. Ту самую американскую. Ведь люди так нуждаются в спасительной надежде. Но почему то большинство людей не видит спасения у себя на Родине, а видит его только там - за океаном. Да и как иначе, ведь людям показывают иную жизнь, не то жалкое существование, которое они влакут у себя в стране. На большом экране восприимчивая молодежь видит привлекательную манящую картинку жизни, в которой кем хочешь, тем и будь - красоткой актрисой, крутым гангстером или шерифом. Вот только между шерифом и гангстером последнее предпочтительнее оказывается и проще. Оружие достать не проблема, а сопротивляться никто не будет, ведь сколько уже можно это терпеть, пора взять причитающееся. Потренироваться на мелких грабежах, провернуть крупное дельце и отправится покорять Штаты, прихватив с собой подружку, ведь она рождена стать звездой Голливуда, а с добытыми деньгами это будет не проблема. Вот так и получилось, что в послевоенном Париже все воруют, продают и перепродают, обманывают, держат бордели... Как недальновидно все же так романтизировать образ бандитов и грабителей.

Хочешь жить, умей вертеться. В такое время это осознается как нельзя лучше. Главный герой книги - сирота, его отец погиб сражаясь за Французское сопротивление. Он тот, о ком вроде как страна должна была позаботиться, оказывается практически на самом дне, попадает в самый котел этой барахолки. И на его примере мы смотрим как живут, вернее выживают люди, пережившие войну. Тут и черный рынок во всей красе, и смерть от болезней, лекарств от которых еще не придумали, и наркомания, и проституция. На все это мы смотрим глазами Люка Мартена.
А некоторые еще и у себя в своем доме, как в норке устраивают свою собственную барахолку из обрывков прошлой жизни, старых воспоминаний и вещей. И кажется вот так цепляясь за старое, за себя прежнего, за того, кем хотел быть, кем хотели тебя видеть, за ту жизнь, ради которой боролись и сражались жить легче. Но возможно ли это? А возможно ли простить предательство? И что есть предательство? А есть ли срок давности для преступлений, в которых совесть должна быть основным судьей? Как остаться человеком в это непростое время? Способен ли ты раскаяться в своих грехах? Или быть может и грехами то это не считаешь?

По поводу последней части хочется много сказать, но не хочу спойлерить.
Очень меня поразил поступок Кюля - пока жил, пользовался благами знакомства с Вандерпутом. А как совсем Костлявая прижала, то отправил свои записные книжечки куда следует. А что же раньше екшался с предателем, принимал его подачки в виде лекарств и куриного бульона в периоды болезни? Так ты, голубчик, такой же предатель! Сочувствующих же тоже наказывали.
Финал ставит героя перед нравственным выбором, очень непростым, который должен сделать каждый за себя. Этот выбор в очередной раз обнажает душу героя. И показывает, что не все такие как месье Бажу или Вандерпут, не все могут отгородиться и жить в своем мирке. Рано или поздно реальность постучится во все двери.

Прочитано в рамках игр Книжное путешествие, тур 8 и Школьная вселенная, 1А