Больше рецензий

outsight

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 октября 2015 г. 13:39

720

5

Огромная любовь к русскому народу и абсолютная, как мне представляется, историческая адекватность лежат в основе сочинения Георгия Вернадского, профессора Йельского университета и сына того самого Владимира Ивановича Вернадского, последнего нашего ученого-энциклопедиста. Георгий Вернадский - евразиец. Не буду говорить "несмотря на западное гражданство": для советского периода это норма, а не исключение. В отличие от Гумилева и нынешних бизнесменов-патриотов, имя коим Легион, евразийство Вернадского не разрастается до метафизики и не вырождается в политический лозунг. Это актуально сегодня: потребность в дешевой рабочей силе и империалистические интересы подаются под соусом особого пути России. На выходе имеем открытые границы со Средней Азией и внутренний рынок, захваченный китайским производителем.

Вернадский - не такой. Он хороший человек, как мне показалось, и талантливый рассказчик. Говоря о месте Киевской Руси в том мире - и говоря об этом много, - Вернадский делает вывод об уникальном историческом развитии России, равно далеком и от Европы, и от Востока. Это евразийство здорового человека. Историку Вернадскому я верю больше, чем филологу Чхартишвили (см. плохое сочинение Акунина на ту же тему ) и прочим. Я, как как и все мы, вырос на европейской культуре, но, прочитав книгу Вернадского, перестал выдавать желаемое за действительное: западники объективно слабы аргументами.

Говоря же о месте Киевской Руси в творческом наследии Вернадского, стоит сказать, что зря издательство "Ломоносов" начало издавать его "Историю Россию" сразу со второго тома (первый том называется "Древняя Русь"). При этом третий том про монголов уже вышел. Хотелось бы прочесть и "Историю Московского царства" тоже. В США, говорят, труды Вернадского - что-то вроде хрестоматии по нашей истории. Я поверю в это охотно. Важно, что он дает место полемике: цитирует классиков и просто историков противоположных взглядов, современных ему советских и не только. Иногда понятие спойлера относится и к нехудожественной литературе тоже. "Киевская Русь" - как раз тот случай. В книге много удивительных фактов, но я о них не расскажу. Упомяну разве что Всеслава Волхвовича, князя Полоцкого. Я читал о нем раньше, в связи с первым известным случаем ликантропии на Руси. Вернадский пишет об этом тоже: якобы знал этот князь, согласно источникам, черную магию, умел превращаться в волка и использовал свои умения в политической борьбе. Полоцкое княжество - западный рубеж Киевской Руси. И здесь мы сталкиваемся, мне кажется, с интересным случаем заимствования иностранных технологий: их Беовульф жил на два или три века раньше. Ощутимо, но не так уж и много для медленной истории тех лет.

Из нескольких больших глав только три представляет собой собственно хроники, остальные - описательного характера: государственное устройство, экономика, культура, международные отношения/влияния и т. д. Пишет Вернадский порой суховато и по-американски деловито:

Весной или летом 990 г. Владимир вернулся в Киев, привезя с собой не только невесту, но также множество крымских священников, мощей святых, священных сосудов и икон. Он был теперь готов начать христианизацию Руси.

А иногда, наоборот, превращается в лирика:

Таким образом, представляется, что полностью была подготовлена почва для постепенного восстановления всерусского союза... Однако надпись уже была на стене, хотя русские и не видели ее. Вскоре монгольское вторжение разбило на куски всю политическую и экономическую структуру Киевской Руси.

Книга действительно написана так, что монгольское нашествие и уничтожение Киевской Руси ты начинаешь воспринимать как личную трагедию. Так же как многие сегодня считают почти личным достижением победу над Рейхом во Второй мировой. Действительно, почему у нашей истории такой небольшой срок давности? Для сербов Косово поле значит много, для нас Битва при Калке - ничего, хотя случилась она всего на 200 лет раньше - промежуток ничтожный для XXI века. Почему главный герой нашего средневековья - Александр Невский, который где-то когда-то разбил группировку германских рыцарей? Кто этот человек? Смешно и странно звучит вопрос: почему, мол, великий князь не стал бить монголов, а бил немцев? Все равно что спрашивать: почему Кутузов не пошел против Александра I или почему Жуков решил воевать против Гитлера? Александр был подчиненным монгольского хана, он ему служил. Это простой, понятный и известный всем ответ. Но миф о великом русском полководце, созданный в сталинскую эпоху, оказался настолько к месту, что не изжил себя до сих пор. Надо ведь понимать: самая страшная беда для нас пришла не с Запада, а с Востока. В XI веке у нас были школы для девочек и приюты для убогих. У нас было прекрасное развитое государство, и мы, со своими междоусобицами, его просрали. Это надо помнить. Это наша история. Есть вероятность, что против монголов не помогло бы вообще ничего. Но мы ведь и не пытались.

Комментарии


Странные выводы. Такое ощущение, что вы читали не Вернадского, а Соловьёва. Самая страшная беда пришла с Востока? Предлагаю вам сравнить историческую судьбу прибалтийских славян, попавших под власть немцев, и восточных - под власть монголов. Организация приютов для убогих никуда не исчезла в монгольский период. У нас не было прекрасного развитого государства, а было 10 государств слабеющих, всё больше изолирующихся и их число неизменно росло. И именно про Джугашвили образ Александра Ярославовича смешивали с грязью в угоду дружбы с Германией (а это ведущее направление внешней политики, начиная с НЭПа и до 22.06), а историков, посмевших выступать в роли адвокатов князя, умершего семь веков назад, третировали.
Последнее предложение вообще вводит в ступор. Как прикажете понять это ваше "не пытались"?


Не пытались, потому что, вместо того, чтобы думать об объединении русских княжеств в единое государство, князьки дрязгались между собой. Никто не хотел уступать. А потом - когда все началось - Александр Невский, "самый вежливый из князей" безоговорочно отверг все контакты с цивилизацией (известно, что Папа предлагал ему протекцию) и отдал Русь варварам. Устроил Евразийский Союз в традиционном пекинском стиле.

А сравнить историческую судьбу прибалтийских славян с восточными можно, например, по таблице-рейтингу индекса развития человеческого потенциала: где Россия и где Германия? Я понимаю, что вы об идентичности говорите, что, мол, потомки этих славян ее утратили. Но так ведь и немце нынешние не те, что раньше. Вопрос, вообще говоря, в количестве и в некой общей культурной силе. Те славяне, кстати, немногочисленные, в отличие от наших, были язычниками и потому "онемечить" их - загнать в западноевропейское культурное пространство было проще, чем русских. Что и сделали. А нас не смогли монголы переработать, как, например, и османцы - сербов. Но потрепали нас с ними изрядно.


Первое. Объединение русских княжеств в единое государство не происходило не по вине князей, Г.В. об этом пишет достаточно, опять-таки ощущение, что вы книгу не читали, чисто карамзиновские стереотипы про глупых князей, разорвавших великую державу.

Второе. По поводу Папы - его протекцией согласился воспользоваться Даниил Романович, но Папа в тот момент уже давно был политически бессилен и ничем помочь ни Галичу, ни тем более - Переяславлю, Новгороду, Владимиру - не мог. Все, чем он смог облагодетельствовать просившего помощи на любых условиях Даниила - прислать кусок металла на главу.

Третье. Слушать про варваров-монголов и цивилизованных европейцев в тринадцатом веке - ну это просто смешно. Очередной штамп прямиком из историографии XIX в. Вернадский снова проигнорирован.

Четвёртое. Россия и Германия стали Россией и Германией не за один и не за два века, нельзя же всё сваливать на бедных монголов. Хотя при большой фантазии можно и гулаг обосновать наследием Чингиса, но это совсем уж уровень газеты "Зазеркалье", а я, собственно, говорю не об идентичности (потому что домонгольские жители русских городов не обладали нашей с вами идентичностью), а об истреблении людей. С тем же успехом можно говорить об исторических выгодах гуронов и сиу.

Пятое. Варвары-монголы никого не перерабатывали, а искали путей сотрудничества с проигравшими, в отличие от цивилизованных крестоносцев, которые и мусульман поражали своим зверством к побежденным народам.

Собственно, ваши взгляды не удивляют - они выполнены по лучшим лекалам классической российской и советской историографии. Что же меня поразило? что вы, читая Вернадского, не обратили внимание на дикий контраст своих представлений со взглядом на историю автора и не отразили этот момент в рецензии. Читая ваш обзор, невозможно догадаться, что Вернадский - не простой перепевала "Истории России с древнейших времён..." для американского читателя, а историк-новатор, концептуалист, опередивший развитие историографии на территории СССР минимум на 80 лет.


Первое. Вернадский подробно описывает княжеские дрязги, указывая на общность русских как нации и понимание этой общности. В его книге Русь представлена этакой конфедерацией. Кроме того, говорится прямо, что накануне монгольского нашествия конфликты между княжествами затихли, и они готовы были к объединению. Монгольское нашествие этому объединению помешало. Это слова Вернадского - их можно поискать в самом конце книги. То есть мы имеем по Вернадскому: с одной стороны, некую культурную общность русских, а с другой - терки рюриковичей. Вывод не проговаривается, но кажется очевидным: княжеские амбиции - виной тому, что Русь не была единой.

Второе. Западная Русь, будущие Украина и Беларусь, оказался под властью литовцев, то есть в католическом мире, и смогли избежать набегов. Какой-то период с этих земель платилась дань хану, но самих монголов там не было, они никого там не резали.

Третье. Чингиз был неграмотен до конца своих дней и, по его же собственным словам, больше всего любил убивать и насиловать - Вернадский приводит эти его слова в следующем томе и хорошо описывает общий культурный уровень завоевателей. Говорит в частности, что монголы оставались кочевыми даже на занятых ими территориях с оседлым населением - и этим образом жизни гордились.

Четвертое. Об истреблении людей Вернадский пишет как раз много и хорошо. И в этом томе, и в следующем. Монголы исторически интересны как раз тем, что, в отличие от западных рыцарей, вырезали население занятых городов. Города - выжигали. Вспомните хрестоматийную историю с Александром Невским, который освободил Псков от немецких рыцарей накануне Ледового побоища. В каком он состоянии нашел Псков? Как Москву после Батыя? Или Козельск? Очевидно, что нет. Город был цел. Люди были живы.

Пятое. Все сотрудничество монголов с побежденными - и опять же, прошу прощения, об этом больше в следующем томе - сводилось, по Вернадскому, к сбору дани и найму рекрутов. Если какой-то город отказывался это делать, то город выжигали, а жителей убивали.

У меня к вам та же претензия. Как можно от "Киевской Руси" Вернадского прокладывать мостики к нынешнему российскому евразийству: не историческому - а политическому. Вы ведь согласитесь, что некоторое из того, что вы говорите, почерпнуто, скажем так, из неакадемической историографии - то есть от лжеисториков? Cовременное "официальное" евразийство, Изборский клуб и прочие антирусские/прокитайские структуры, именно от лжеисториков получило главный толчок. Вы, кстати, слышали, что Гумилев-сын-Гумилева попал в список 100 президентских книг для школьников? Почему уж не Вернадский?

И вот мой отзыв на следующий том. Я согласен, в отзыве на "Киевскую Русь" я не слишком постарался над обоснованиями. Здесь, кажется, больше цитат и, я надеюсь, позиция автора отражена более доказательно:
https://www.livelib.ru/review/660173

PS А вы сами читали книгу? Не вообще Вернадского, а именно "Киевскую Русь". Только честно.