Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

28 октября 2015 г. 11:00

434

5

Трудно представить человека, который по собственной воле и ради удовольствия взялся бы читать "В поисках утраченного времени". Это из гипотетического культурного багажа, который должен быть в активе всякого образованного человека, а на деле, если где и имеется - то в пассиве (настолько глубоком, что сам носитель не в состоянии сыскать). У меня долго среди шедевров мировой литературы, о которых надо бы составить представление, да все смелости не могу набраться. Все огромное семикнижие там и останется, полагаю, но первую часть "В сторону Свана" прочла честно.

Не случись "Топологии пути" Мераба Мамардашвили, черед для произведения мог так и не прийти, но в цикле лекций настойчиво упоминается первый роман. это, фактически, построено вокруг него и феномена воссоздания утраченного, которое главной темой magnum opus великого модерниста. А Мераб Константинович помог со сложными и запутанными вопросами, к которым не чаяла подобраться. Благодарная признательность к нему сподвигла на чтение "В сторону Свана".

Это и отчасти упоминавшееся им полумистическое совпадение, когда эстафету человека, серьезно разрабатывавшего какую-то тему, подхватывает после его смерти другой, часто с первым не знакомый, двигаясь в русле другого вида деятельности: "литература-кинематограф", в данном случае. Такого рода вещи, никак не связанные с теорией реинкарнаций, но наводящие на мысль о том, что идея, которая хочет воплотиться, отыскивает с уходом физического носителя другого человека, готового воспринять. И дар не исчезает бесследно - ищет человека, способного развить и продолжить.

С год назад отмучила себя романом. Даже и не вовсе без приятности в тех местах, которые упоминались в "Топологии" и до которых доходила в ходе чтения. Получила ли читательское удовольствие? Ни малейшего. Все-таки, воля ваша, чудовищно распространенные предложения со множественными сложными, перетекающими друг в друга, метафорами, когда к концу успеваешь напрочь забыть о начале - это не вещь, способная доставить удовольствие. Действия почти нет, переживания мальчика по поводу не полученного им материнского поцелуя на ночь занимают страниц сорок описания и все вместе навевает такую тоску, что Франсуаза, сворачивающая цыплятам шейки со словами: "Дрянь такая!" воспринимается фигурой едва не бурлесковой (я хохотала, представив-увидев это, правда).

Но в том отличие подлинно великих литературных произведений, что первое впечатление о них не становится окончательным. Оно как зерно, прорастающее внутри тебя, одновременно вверх и вглубь или как те смятые комочки липового цвета, которые заваривала вместо чая тетушка Марселя. Того чая, в ложке какого он размачивал знаменитую Мадленку. Раскрываются, набухают, наполняясь впечатлениями уже твоей жизни поверх воспринятого. И уже не хочется саркастически констатировать: "Какая вы глубокая, тонко чувствующая натура!", присовокупив издевательское: "Это как-то связано с нетрадиционной ориентацией или исключительно личностное свойство?"

Потому что твоя - самая традиционная, но цветущий боярышник этого года дополняется в восприятии тем, что в окрестностях имения Свана. И понемногу, исподволь, составляешь собственные реестры ощущений, вызывавшие в разное время твое соскальзывание к прежде испытанному и пережитому. А ревность и боль рассказчика и его alter ego, разве ты не переживала совершенно того же восьмилетней, когда лучшая подруга оставила тебя ради другой девочки?

И вот теперь главное, то, ради чего затеяла это писать. Что ж хорошего в том, чтобы снова пережить в воспоминаниях боль? Ну, хотя бы то, что понимаешь - не убившее, делает сильнее. И еще, теперь можно подойти к маленькой девочке-запутавшемуся подростку-страдающей девушке-измученной молодой женщине, которой ты была когда-то и которая продолжает жить в некотором отрезке времени и утешить ее. Показать: ты не одна, тебя понимают, тебя любят. Ты восстанавливаешь собственную целостность и увеличиваешь собственную ценность и ты уже не одна на свете. И никогда не будешь одна.

Комментарии


Трудно представить человека, который по собственной воле и ради удовольствия взялся бы читать "В поисках утраченного времени".


Почему же трудно? Я, в своё время, взялась.) Исключительно по своей воле и исключительно ради удовольствия. Мне было 18 лкет, и я не знала, что Пруста читают ради "культурного багажа", просто взяла "В сторону Свана" с полки в книжном, полистала и уже не смогла обратно поставить.)


О, боги мои, ты уже третья за сегодняшний день женщина, о которой узнаю такое!
В первых двух случаях высказала предположение, что это одна и та же удивительная дама. Теперь и подумать не знаю, что.


Нас много, но в нас не верят.)


Типа: "Они среди нас"?

Не верю. Но могу задать вопрос по тексту и если ответишь - поверю.


А как знание текста докажет, что Пруст с удовольствием и для удовольствия читался?)
Думаю, что в заниии текста многие тут (как минимум, филологи) гораздо меня сильнее. Но и моё со мной останется, если бы не описание истории Свана и Одетты, воспринятая в 18, очень многое бы сложилось по-другому.


Хитренькая - выкрутилась.
А что такого в их любви? В его любви, вернее?


И в мыслях не было выкручиваться.
"Такое" - то, что это не любовь, а концентрированная смесь очень и очень разных (часто противоположных по направленности) эмоций, ну и чудесное детальное изображение формирования зависимости.


Ага, точно.
В обоих случаях совершенно мои ощущения.
Мне еще безумно нравится тот момент, которого нигде больше не встречала, когда Сван (Шарль?) позволяет себе влюбиться. Даже не так, сам возводит на эшафот этой роковой страсти. Поначалу ведь совсем ничто не предвещало.


Вот эти тонкости перехода (перетекания?) контролируемого в неконтролируемое отдельно прекрасны у Пруста. Поначалу ведь всё шло к тому, что Свану (Шарлю, угу) бы быстро наскучила женщина, которую он даже красивой не считал, у него были интрижки с молоденьми работницами параллельно и пр. А потом вдруг Боттичелли, нахождение параллелей жизни с искусством, музыкальная фраза из сонаты Вентейля и ... конфликт между интеллектом и аффектом. Но все ещё иллюзия контроля.


Да, это супер и это было по-настоящему интересно читать.
Вот его Одетта, она ведь реально ничего из себя не представляет ни с одной из точек зрения.
Но так причудливо все сходится и соединяется...

Только смотри, к окончанию, Сван ведь излечился от любви, еще не будучи женатым. Как же оказывается мужем кокотки после?


Одетта - не то, чтобы совсем "ничего", очевидно, у неё очень хорошая интуиция, раз она чувствует, как надо себя вети, чтобы "поймать добычу", не понимая. Сван не вылечился от любви (т.е. от зависимости), кмк, он отчасти "перегорел" эмоционально, в таком "вакууме" очень сложно находиться, хочется куда-то деться, пусть бы и в крайность. А для Свана женитьба на Одетте - крайность, с его-то великосветскими знакомыми и пр.


Да, почитаю.
Но я в юности тоже хотела.
А потом как-то поняла, что туда всегда успею.