Больше рецензий

ALYOSHA3000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2015 г. 15:19

558

0 Неплоский мир

«Чем в жизни занимается чудак,
Что каждый год за неплохую плату
Сдает над ревом критиков роман
Из теплых рук паршивым гадам?»

(Вольное изложение стихотворения Б.Л. Пастернака «Gleisdreieck»)

Помните шутку с омографом "виски"? Мол, если ты произнес это слово с ударением на первом слоге, то все с тобой, милый пьянчужка, ясно, пора бы тебе начать беспокоиться о печени... Так же можно поступить и для дифференциации читающего населения: кого из русских писателей с фамилией на "П" вы вспоминаете при прочтении слова "смотритель"? А постмодернизм, кстати говоря, это неофициальное название тяжелой болезни...

Вернемся к упомянутому в рецензии на "Орден желтого флага" Достоевскому и его "Братьям Карамазовым", в предисловии к которым он недвусмысленно заявляет о том, что главное действие романа происходит во втором томе, но "обойтись без первого романа [тома] невозможно, потому что многое во втором романе стало бы непонятным". Пелевин данную традицию продолжает: "ОЖФ" – это, по сути, развернутая экспозиция произведения; все средоточие Флюида "Смотрителя" находится именно в "Железной бездне".

Закономерный накал страстей во втором томе сопровождается привычными нам винтиками, детальками и теллуровыми гвОздиками – те же многочисленные сюжетные "нежданчики", те же интеллектуально-придурковатые наставники ГГ, щедрой рукой раскидывающие вокруг шизофренизмы и шарлатанизмы, большие и маленькие... Однако вот типично пелевинского удара под дых читателю в финале не хватило – надо думать, череда бесконечных потрясений и открытий вырабатывает своего рода иммунитет к таким вещам.

Не удивлюсь, если в будущем романы Пелевина будут читать как охудожествленные философские трактаты – подобным образом многие сейчас изучают творчество Германа Гессе. Философия эклектичная, смелая, местами крайне неубедительная, но все же небезосновательная, свежая, чрезвычайно интересная и, в общем-то, имеющая место быть. Из "Железной бездны", например, можно слепить неплохую работу под названием "Метафизика мгновения". Так или иначе, Пелевин чужд – как бы сказал Борхес – "аксиоматических или тривиальных" утверждений, за то мы его любим и ценим.

Насильно мил не будешь: кому не нравится Пелевин последних версий, того ничего не сможет переубедить – в том числе и эта рецензия, полная небезапелляционных заявлений. А если прямо, и черным по белому – такой Пелевин вашего покорного слугу более чем устраивает. "Надеюсь, – выдал однажды А.В. Масляков, – все и в дальнейшем будет хорошо и нормально". На этой оптимистической ноте и закончим.

Комментарии


Отлично!


Хорошая рецензия, спасибо.

Не удивлюсь, если в будущем романы Пелевина будут читать как охудожествленные философские трактаты

Так оно и есть, по-моему


То-то будет шутка, если в будущем Пелевин окажется накрепко забыт и открываем с трепетом великого открытия исключительно прожжеными книголюбами. И вот они станут писать: "подумать только, сколько всего предсказал, понял и знал этот некогда популярный писатель, которого нынче знают одни зануды и специалисты"). Впрочем, быть почти забытым хорошая судьба - я думаю, многие и многие Пелевина даже не откроют сейчас из-за его популярности прикидывающейся попсовостью


Не думаю, что Пелевин будет забыт. Не забыты же некоторые менее значительные писатели прежних времен. Есть великие писатели, восприятие которых как бы и не зависят от эпохи, хотя они от своей эпохи неотделимы. Мне представляется, что Пелевин из них. Я написал это, вспомнив Лескова и Чехова. Из нерусских это, скажем, Маркес.


Возможно, вы правы, однако трудно угадать все повороты славы во времени. Не забыт-то даже Арцыбашев или Чарская, хотя их не почти читают: не забыты именно как часть эпохи, и в этом смысле Пелевин, значительное явление культуры, не забудется, независимо от оценки его литературного таланта потомками.


кого из русских писателей с фамилией на "П" вы вспоминаете при прочтении слова "смотритель"? А постмодернизм, кстати говоря, это неофициальное название тяжелой болезни...


Пелевина будут изучать как ярчайшего представителя постмодернизма, ведь нового он по сути ничего в философии не открывает.

Его творчество это "... Попытки произвести ревизию философских основ, которые в период постмодернизма ведут к деконструкции основ метафизики, во многом связаны с изменением роли и места языка в философской проблематике, обусловленном так называемым лингвистическим разворотом, пережитым западноевропейской философией в середине двадцатого века.

Акцентирование внимания на онтологическом аспекте языка ведёт к изменению всего круга проблем, связанных с бытием человека в культуре и актуализирует категорию игры как способности к различению. Кроме того, всеми исследователями признаётся, что новому культурному состоянию должен соответствовать новый способ ориентации в нём. В качестве такового предлагается игра". (Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/fenomen-igry-v-kulture-postmodernizma-problemy-filosofskogo-analiza#ixzz3uHz0GWin)

Вот Пелевин и играет в "Смотрителе" со смыслами наработанными буддистской философией на протяжении весьма продолжительного времени.

Надо признать играет виртуозно, но в том то и беда нашего времени, что утерянная у многих современных критиков способность к "различению" не позволяет отделить "зёрна от Плевел"...