Больше рецензий

diman_nikolaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 октября 2015 г. 21:16

336

3.5



все 73 тетради

бывает, что заинтересуешься книгой сразу, как увидишь, и на этот раз было именно так. заинтересовала не сколько сама агата кристи, сколько возможность знакомства с ее творческими методами, позволившими создать множество интересных романов.*

перед нами – рассказ о ее рабочих тетрадях, куда записывались разные идеи, так или иначе связанные с подготовкой произведений: сюжетные ходы, характеристики персонажей, общую схему романа, черновые наброски, и прочая, прочая. необычайно ценный материал для опытного исследователя, который может разобраться в этих заметках (делавшихся порой без особого порядка и не очень разборчиво:), и представить читателям своеобразную рафинированную выжимку.

скан страницы
каждую главу предваряет симпатичное предупреждение о спойлерах к конкретным произведениям. но объективно говоря – не такие ушш они и серьезные, эти спойлеры, в большинстве случаев автор просто перестраховывается:))

понятно, что подобная книга рассчитана на подготовленного читателя, хорошо представляющего, о чем идет речь в том или ином романе – иначе, что толку рассказывать, об изменениях в романе «десять негритят», когда человек не может сравнить это с самим произведением?:) с этой точки зрения, я как раз и был неподготовленным читателем, имеющим багаж всего из трех прочитанных романов, но это ничуть не остановило меня – спойлеров я никогда не боялся, а разбор сюжетов должен был активизировать мой личный интерес к творчеству агаты кристи (кстати, так оно и вышло:)*

Дальше...

скан страницы
количество вариантов, которые могли быть реализованы в одном романе, просто поражает воображение:))


помимо собственно «разбора» романов, книга содержит много другой интересной информации, вот например первая цитата, которую я выписал:
Энтони Беркли – пионер разветвленных развязок
ну постмодернизм, постмодернизм же:)) или вот – участие агаты кристи в написании «совместных романов» с другими членами детективного клуба. или сюжетные ходы, повторяющиеся в нескольких романах. или то, что эллери куин отказался от продолжения работы над книгой, потому что она была очень похожа на «десять негритят». таких выписок для дальнейшего уточнения – около десятка, книга прочитана и сдана в библиотеку, а работа с материалом продолжается:))

скан страницы
что для меня лично значительно повышает ценность исследовательской работы – это изображение самих страниц рабочих тетрадей. понятно, что к содержанию книги они ничего не добавляют, но зато – очень хорошо помогают представить, о чем конкретно идет речь:))

автор постарался объединить материал в тематические главы, например «убийства со считалками» или «убийство в транспорте» – конечно, таким образом романы сгруппированы чисто формально и по принципу «все же лучше чем вообще ничего». и мне кажется, гораздо лучше книга смотрелась бы, если бы информация для глав отбиралась по принципу реализации агатой кристи своих творческих замыслов например:
- романы, где агата кристи радикально поменяла изначальный замысел,
- романы, где первоначальная идея сохранилась неизменной,
- романы, перекликающиеся с другими романами писательницы,
- романы с автобиографической составляющей
- романы, где остались интересные нереализованные идеи,
- и так далее.
это дало бы возможность лучше следить – именно за творческим методом агаты кристи: по какому пути она идет в тех или иных ситуациях, возникающих в работе.

есть и другие моменты, улучшение которых пошло бы только на пользу книге. во-первых, несмотря на то, что в книге приводится «разбор» множества романов агаты кристи, тут нет никакого указателя. так что при желании найти место, где говориться о стороннем наблюдателе в «десяти негритятах», придется искать наугад:) а ведь – абсолютно несложно в реализации. также хронически не хватает списка романов!!! да и биография на пару страниц (да хоть и просто даты) не помешала бы. зато непонятно для чего к исследовательской работе прикручены «два неизвестных рассказа» – это дополнение выглядит крайне искусственно, да и книга по настоящему не закончена. где послесловие, где? если писать прямым текстом – то книга вышла «сырой», и многое тут еще требует «доработки напильником»*.



=======================

аллюзии и примечания:

«знакомства с ее творческими методами, позволившими создать множество интересных романов» –
ну вот реально, пишу как как копирайтер. откуда я так уверенно пишу про «множество» романов, когда как могу припомнить только три прочитанных: «восточный экспресс», «десять негритят» и «убийство роджера экройда»:))))

«разбор сюжета должен был активизировать мой личный интерес к творчеству агаты кристи (кстати, так оно и вышло:)» – набросал себе небольшой список «к прочтению»:
«раз, два – пряжку застегни»,
«скрюченный домишко»,
«убийство по алфавиту»,
«объявлено убийство»,
«день поминовения»,
«вилла "белый конь"»,
«зло под солнцем»,
«подвиги геракла»,
«прилив».
когда все книги из этого списка будут прочитаны, вполне логичным будет еще раз вернуться к «секретному архиву», читая его – уже совершенно другим взглядом:))

«многое тут еще требует "доработки напильником"» – из других недостатков упомяну и то, что агата кристи отнесена к числу авторов, да есчо и вопреки алфавиту, поставлена на первое место. маркетинг, он такой маркетинг, что даже и логике противоречит.

а вот колонтитулы (надписи на верхнем поле страницы) тоже не помешало бы изменить. пока там написаны фамилии авторов и название книги, в то время как если вместо этого указать название глав, будет гораздо удобнее. идея настолько предсказуемая, что непонятно почему она не была реализована.

Комментарии


Тоже присматривалась к ней, но в одном из отзывов прочла (помимо вышеупомянутого требования "доработки напильником" и того факта, что материал подан сырым), что автор "впихивал" в книгу из этих самых дневников все без разбора, включая списки покупок и прочее. Это меня и остановило.

«два неизвестных рассказа» – это дополнение выглядит крайне искусственно

очередной маркетинговый ход. "Два неопубликованных романа Агаты Кристи" гласит обложка, и тираж тут же раскупается поклонниками.

набросал себе небольшой список «к прочтению»

я так поняла, именно о них шла речь в самой книге?


автор "впихивал" в книгу из этих самых дневников все без разбора, включая списки покупок и прочее

это не дневники, куда все записывается,а именно рабочие тетради. в силу универсальности этого определения, там могут оказаться и списки покупок и другие записи, но автор книги (= джон карран) все же не злоупотребляет ими. зато злоупотребляет много чем другим. можно было сделать очередной разгромный отзыв, но мне так надоели отзывы, где через строчку сквозит мысль "какая же это фигня!"

по большому счету вся подготовка книги - суть маркетинговый ход, раздувание сенсации из вопроса, интересного только специалистам. ну наверняка и от конан дойла остался архив и наверняка там до кучи разных вариантов разных рассказов про шерлока холмса, ну вот мне такие вещи интересны, потому что интересна текстология вообще, но большинству читателей - конечно нет:)))

ну вот тут и нужны разные бонусы, хоть они и выглядят искусственно прикрепленными.

я так поняла, именно о них шла речь в самой книге?

в том числе и о них. там на самом деле до кучи ее романов разбирается, но было большое препятствие в том, что я не был знаком с ними. ну вот и выбрал себе "ознакомительный минимум" из числа тех, где сюжет наиболее интересно "потрошился":)))


Мне тоже такое интересно, но подобный материал нужно уметь правильно подать. Понятно, что в голове у автора твориться сумбур, пока не перерастет в полноценное произведение. И сама идея увидеть, как из несуразных набросков в итоге получается, допустим, "десять негритят", очень заманчива.
И да, мне тоже кажется, что нужно для начала ознакомится с самим романами, а уже потом читать про "внутреннюю кухню". Читать о книгах, названия которых тебе ровным счетом ни о чем не говорят, все-таки куда менее интересно.


ну вот как бы да - речь о том, чтобы правильно подать, а не делать культа из этих тетрадей. по сути - это рабочие заметки, во многом понятные только самой агате кристи.

И сама идея увидеть, как из несуразных набросков в итоге получается, допустим, "десять негритят", очень заманчива.

заманчива.другой вопрос - позволяют ли данные тетради увидеть трансформацию замысла. по сути, это даже не черновики, тем более - не черновые редакции романа, это именно - небольшие заметки для работы над книгами.

И да, мне тоже кажется, что нужно для начала ознакомится с самим романами

согласен. но кое-какой багаж у меня уже был:)) и потом - меня же интересовал в первую очередь литературный процесс и методы работы, поэтому не менее логично рассматривать в прямой хронологической последовательности:
1. как шла работа,
2. что в итоге вышло.

другое дело, что спойлеры, но спойлеров я не боюся!


А какой роман у Агаты Кристи тебе понравился больше всего?


из тех трех, что я точно прочитал? :))))))
наверное все-таки "убийство роджера экройда",
хотя читая его я заведомо знал, кто убийца:))))