Больше рецензий

11 октября 2015 г. 21:24

250

4

Кроме самих Бунина и Набокова, интересно в первую очередь тем, что нечасто так подробно описывается меняющееся взаимоотношение людей. Как меняется человек с течением жизни - пожалуйста, примеров очень много, но как изменяются отношения, причём не любовные, и даже не то, чтобы дружеские - такие рассказы редкость. А тут ещё и живая история, литература. Читаешь почти как детектив. Не говоря уже о ключиках к пониманию творчества, которые подсказывает автор.

Комментарии


интересно в первую очередь тем, что нечасто так подробно описывается меняющееся взаимоотношение людей.

Да, именно это автору более чем удалось. Вы правы, читается почти с детективным интересом . Правда, мне показалось, что "за кадром" осталась основная причина столь резкого охлаждения между писателями, после переезда Набокова в США. Возможно, мы этого уже и не узнаем.


У меня сложилось впечатление, что эта причина осталась в принципе за кадром истории и источников и хранилась только в голове у Набокова, если вообще им осознавалась. Насколько мне известно, в психологии есть такой феномен, когда человек сначала идеализирует кого-то, абсолютно, до поклонения, а потом, в какой-то момент, как бы видит его или её в реальном свете, занавес падает и чувства переходят в противоположную крайность - полное пренебрежение. Реальной причины может и не быть, это только нечто внутренне, из рода самокопания. Возможно, это был такой случай.
Однако я в психологии специалист не большой, было бы, конечно, интересно узнать чьё-нибудь экспертное мнение :)

эта причина осталась в принципе за кадром истории и источников и хранилась только в голове у Набокова

Да, это напрашивается само собой.
Думается, что и их "вымышленная-реальная" встреча в ресторанчике тоже могла бы на многое пролить свет. Уж очень странно и резко Бунин её отрицал, а Набоков вспоминал её в разным местах своего творчества.
А может всё проще, и, вы правы, с некой долей психологии. Известно ведь влияние Достоевского на Набокова, и то, что он мнимой антипатией к нему "заметал" следы этого влияния. Но тут ситуация не только похожа, но и обострена до предела, т.к. он у Бунина учился, и Бунин был жив ( в отличии от Достоевского). Кроме того, Бунин и Набоков считали себя именно поэтами, а Бунин честно обошёл Набокова в поэзии. Возможно, Набоков "отыгрывался" на его прозе. А вообще, это очень типично и психологично : мы очень часто вымещаем свой гнев на того человека, в котором как в зеркале отразилось очень много нашего, сокровенного. Некий момент самобичевания и рефлексии.


Ещё я вот сейчас подумала, Бунин производит впечатление очень земного, рационального человека. Т.е. даже когда у него любовь - само по себе чувство иррациональное - она всё равно между строк видится чем-то физическим, банально-жизненным, что сводится к естественным потребностям человека (пусть и духовным тоже) и находит в них свой конечный итог. У Набокова же всегда словно иррациональный полёт, нечто алогичное, из рода искусства. Он как ребёнок, который хочет и жаждет, а Бунин - взрослый, который знает, что надо. И если корень один, то ветки таким образом получаются совершенно разные.


А кстати, ведь вы правы. У меня тоже была подобная мысль про противостояние бунинского рационализма и набоковского иррационализма в искусстве и в жизни. Просто у Бунина это иррациональное начало и в жизни и особенно в любви бессознательно подавляется, а Набокову, словно в коконе. уже тесно в этих рамках рационального. Думается, что Набоков тут полемизирует уже не столько с Бунином, сколько с рациональным началом в русской литературе и в жизни, которая, вопреки нашим желаниям и чувствам, оканчивается Экклезиастовым пессимизмом. Тут уже некий бунт. Набоков ведь и многие моменты Достоевского переиначивает на свой лад, под другим углом. "Ветки" и правда разные, вот только веточка Набокова перевесилась за некую ограду повседневности, земного.