Больше рецензий

11 октября 2015 г. 17:28

202

3

Оченно романтишшная вещь! Главный герой, как говорится, человек с тонкой душевной организацией, сюжет немного надуман и глуповат: Юрий не слушает никого, сам додумывает себе шекспировские страсти, а в результате все умерли. Наверно, сама по себе эта пьеса сегодня мало кого бы заинтересовала, если б не была одним из ранних произведений признанного классика. Но дело не только в ярлычке "Лермонтов" на обложке. Дело в том, что в этой наивной оболочке всё равно виден ум и талант совсем ещё юного (хотя по сути, неюным он так и не успел стать) поэта. Не секрет ведь, что в семейной истории юного героя Лермонтов изобразил свою семейную драму. Он писал по живому, по больному с предельной искренностью. Выросший ребёнок мучается оттого, что любимые и любящие люди своей любовью убивают его: ситуация, к сожалению, знакомая, я думаю,и многим нынешним детям. За эту предельную искренность и многогранность отношений в семье главного героя можно даже простить странные с сегодняшней точки зрения рассуждения о том,что сын является собственностью отца и прочее. Можно даже простить напыщенную неправдоподобность страданий Юрия, гипертрофированную романтичность его любви, обилие восторженных фраз. Кстати, в таком ещё юношески-неопытном произведении очень хорошо видна эгоистичность и глупость традиционного изображения романтической любви: ведь Юрий со всеми своими страданиями ведёт себя как эгоист и собственник, которому на любимую девушку и её счастье, откровенно говоря, наплевать. У более зрелых авторов такие вещи , как правило,несколько завуалированы, а здесь же они видны невооружённым глазом. Ещё очень здорово, что несмотря на всю эту романтическую чепуху, видно что юный автор умён, талантлив и наблюдателен. Его описания быта дворянской усадьбы, описания того, как на самом деле выглядели пресловутые "французские булки", хоть и мимолётны и толком не проработаны, но хороши. Философские рассуждения в самом конце о боге тоже ещё несколько напыщенны, но в целом опять-таки хороши. Наверно, в этом и есть тонкое отличие произведения автора юного, но талантливого от обычной юношеской графомании: даже в такой предельно личной пьесе Лермонтов мог смотреть не только внутрь себя и описывать не только свой "богатый внутренний мир". Поэтому и не надо слишком строго судить эту первую пробу пера, а надо просто смотреть на неё как на личную Лермонтовскую "гоголевскую шинель", из которой вышел талантливый, вечно юный, страдающий поэт.