Больше рецензий

Anvalk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 октября 2015 г. 18:19

Лучшее на Лайвлибе

9K

2.5 Спойлер Мартин Иден и Чарли Гордон. Такие похожие, такие разные

Так сложилось, что если ты ругаешь книгу, у которой зашкаливающе высокий рейтинг среди почтенной публики, то автоматически попадаешь в славные ряды не умеющих ценить шедевр по достоинству. Что ж, се ля ви. Книжка, которую не поднимается рука похвалить.

Безусловно, проблемы зашоренности, запуганности, необразованности, напыщенности, гордости и бессмысленности действий по шаблону актуальны и ныне, и присно. Проблема поставлена в романе остро и решается довольно болезненно. Хотя нет, не решается. Герой не стал мудр. Не стал великодушен (при его-то богатырских размерах - самое то, в итоге посмотреть на все снисходительно и расслабиться). Он просто утопил тяжесть взвалившейся на его плечи жизни - нет, не в виски - в пучине морской. Со свойственными ему силой, непоколебимостью и упорством.

Очевидно, сюжетная схема до боли знакома прочитавшим нашумевшее произведение Киза. И нельзя отрицать, что у кизовского Чарли Гордона очень много общего с Мартином Иденом. История человека, который начинает открывать для себя в сознательном возрасте все краски жизни и все ее великолепие словно с чистого листа - очень любопытная канва.

Однако, читая Лондона, буквально на каждом абзаце хочется вторить известнейшей фразе Станиславского. Как это все вообще возможно? Что это за такой гениальный пытливый ум, который вдруг стал расцветать и столь стремительно преображаться во взрослом сознательном возрасте?

Кстати о возрасте. Вас не смущало, что этот богатырь, столько повидавший за свой век, этот титан, ощущающий себя на сорок лет старше собеседника, этот путешественник, который бывал ну буквально во всех уголках мира, сделавший столько наблюдений и выводов, испытавший близость с таким числом женщин, - так вот, этот самый красавец мужчина ...гм-гм...двадцати одного года отроду? Нет?.. Ну как-то что-то тут не складывается, определенно.

И вот в конце книги (где ему без малого ДВАДЦАТЬ ТРИИИ!) он обременен жизнью настолько, что теряет к ней интерес. А как же знаменитое - чем больше знаю, тем больше понимаю, что глупец? Ну, тут еще можно апеллировать к тому, что с разочарованием в людях, в человеке, в любви, в своем выборе он разочаровался и в жизни - но с какой стороны не подойди, все это слишком слабо мотивировано. Его же собственные слова (мысли?) о том, что он полюбил не человека, а его образ - не доказательство ли, что он созрел, чтобы справиться с этим бедствием? Но нет. Не справляется. Зато с соленой морской водой справился. С инстинктами выживания справился.

Но вернемся к проблеме стремительного самосовершенствования человека в сознательном возрасте. Вся история слегка фальшива, мягко говоря. Упорно совершаемые глупости наряду с обличением очевидных глупостей, такое тупое нежелание продолжить совершенствоваться, когда ты уже вкусил плоды познания...или тут все-таки взяла верх его порода и происхождение?

И тут очень и очень, снова и снова напрашивается история уважаемого Чарли. Не знаю, сознательно это сделано или нет, но Киз берет Идена и помешает во вроде бы фантастические, но на самом деле гораздо более объективные и реальные условия. Делает его умственно отсталым изначально, а плоды познания, которые он постепенно, один за другим, начинает срывать, становятся доступными в результате невероятного научного эксперимента. И вот та же стремительно приобретаемая сознательность, тот же невероятно пытливый и мгновенно все впитывающий ум - но теперь это становится вполне объяснимо: человеку открылись новые возможности даже на уровне физиологическом, и он начинает поглощать быстро, оголтело, с аппетитом, не останавливаясь...

Естественно, в истории подобного героя нельзя предположить хэппи-энда. Это понимает Лондон, это понимает Киз. Но насколько бессмысленной, глупой, необъясненной, по сути пустой оказывается финальная точка в истории Идена, настолько же осмысленной и объяснимой, но при этом не менее (а, возможно, гораздо более) горькой является финал Гордона.

И что это? Более продуманная и завершенная фабула? Похоже. И благодаря тому, что Киз сознательно отрывает читателя от реальности, обозначая, что проводится невероятный фантастический эксперимент, у читателя не возникает такого внутреннего сопротивления, когда он видит что-то, не совсем сопоставимое с темой "реализм в литературе". И именно благодаря этому приему такой нереальный Гордон становится гораздо ближе и живее, чем его предшественник Иден.

Ну, летите в меня, помидоры. Летите. Dixi.

Рецензия написана в рамках заседания Виртуального Книжного Клуба "Борцы с долгостроем" №41.

1 2

Комментарии


Мнение не разделяю, но своеобразность его не отметить не могу.


Благодарю за отзыв)


Присоединяюсь:-) Рецензия интересная.


Спасибо! )))
А что Вы думаете по поводу этого произведения?


Что надо его перечитать. Вы оценили его взрослыми глазами, так сказать, я же Идена знал тринадцатилетним и он мне казался взрослым в свои 23. Тогда он мне был симпатичен и было его жалко, а Руфь была предательница. Черно-белые, но ясные тона. Сейчас уже так не получится)


Действительно, и, наверное, именно этим и объясняется отчасти такое восприятие произведения: прочитано не в том возрасте, в котором было бы "самое то"))


Абсолюно согласна.
Рецензия очень интересная, но все время одолевала мысль -"да неужели?", а потом поняла, что читала-то в 13 лет...


Спасибо)
Но, наверное, это и хорошо, что получилось только взрослым взглядом окинуть эту вещь)


Конечно. И поэтому подумываю о том, чтобы перечитать. ..


А я вот и не знаю даже: если бы понимала, что меня ждет, вряд ли бы взялась за нее))

Но перечитать, чтобы заново переосмыслить, стоит, пожалуй)


<< Мартин Иден и Чарли Гордон. Такие похожие, такие разные. >>

Согласен только с этим.


Мне тоже концовка показалась необоснованной


И какой-то совсем неправдоподобной. Наверное, не понятно было, как разделаться с таким героем)


Лежит эта книжка дома, но чего-то не тянет)


Не тянет - и не надо :)


Я тоже так думаю))


:)


Согласен (хоть мне и понравился Мартин Иден). Тот же Чарли, как я помню до последнего боролся и пытался найти выход, а Мартин Иден просто сдался. Как по мне, слишком резкая перемена в персонаже.


Тем не менее персонаж все-таки понравился?..


В общем и целом - да. За исключением того момента, когда он начал впадать в депрессию из-за своей несчастной любви. То есть, человек, у которого было множество женщин - начал разочаровываться в жизни после одного неудачного романа? серьезно?


Да там вообще непонятно что с ним происходит: влюбился без памяти в эфемерную мечту (что, кстати, допустим, даже не смотря то, что была куча женщин - они не в счет, ибо не производили впечатления), потом увидел, что женщина по факту пустышка, но от этого не перестал ее любить, не охладел к ней, а взял и опустел сам. Странно, странно...


А почему странно? Влюбленность в некотором смысле болезнь.


Но ожидается, что человек с его силой духа одолеет такую болезнь...

P.S. ...давно Вас не видела здесь :)


Ой не уверен. Мне кажется, что по отношении подобных болезней сила духа не работает.

Был просто катастрофически занят: надо было в несколько дней написать рассказ и решить массу вопросов. На форумы писал раз в 10 меньше, только отдыхая.


У меня любимая поговорка, что женщины особенно хороши, когда их много. ))) Но тут ведь вопрос личностных предпочтений и едва ли стоит отрицать тот факт, что кому-то может оказаться нужна именно одна недалекая, но больше жизни.


В этом согласна с Вами. И - любовь зла все-таки, как ни крути :)


У моряка, который плавает с отрочества естественно будет больше впечатлений о дальних странах, чем у его ровесника, который сначала прилежно ходил в школу, а потом в университет, а летом, может быть, на юга ездил. Взять даже современного моряка-курсанта, который в мореходке учится и раз в год ходит в дальнее плавание на практику. А ведь курсанты современные в свой первый рейс идут лет в восемнадцать-девятнадцать. С женщинами тоже логично, слышала, что некоторые моряки говорят, будто у настоящего морского волка должна быть жена в каждом порту.


Да тут не совсем в этом дело, понятно, что видел он больше, чем его среднестатистический ровесник.

Дело в том, как это преподносится - словно это действительно добавило ему жизненной мудрости и глубины, словно он от этих впечатлений и событий на жизнь способен взглянуть как сорокалетний профессор университета.


Никак профессор университета, а как человек в столь юном возрасте, постаревший душой, знающий природу людей. Книга понятна тем людям, которые давно уже ведут самостоятельный образ жизни, ни на кого не надеясь.


Очень необычный взгляд на книгу. Пока не смогла дочитать. Долго думала, что меня смущает. Да, с возрастом определенно перебор или вернее недобор. Есть в книге что-то неправдоподобное. Сам герой как симбиоз Тарзана и Гетсби (я утрирую).


Из-за такой неправдоподобности наиболее близко этот герой воспринимается в юном возрасте. А зрелый читатель чувствует иначе. По-моему.


Читая отзыв, постоянно вспоминалась фраза автора из этой книги про ограниченность мышления главной героини и, как следствие, невозможность посмотреть на мир глазами Мартина. Следует учитывать, что события происходят в прошлом-позапрошлом веке и таких возможностей как у нас сейчас небыло. Много повидавший в 21? Да! Думаю Лондон знал про что пишет. Можете почитать его биографию, "Моряк в седле" Стоуна. "Мартин Иден" отчасти автобиографический роман. Я, конечно, не знаю автора рецензии, но сомневаюсь, что он работал моряком(со школьного возраста) и повидал много стран чтобы судить о правдоподобности происходящего, и больше склонен доверять Лондону. Хотя стремительные развитие героя романа кажется очень неправдоподобным, или это просто зависть?


Уже отчасти затронула эту тему выше.

Да тут не совсем в этом дело, понятно, что видел он больше, чем его среднестатистический ровесник.

Дело в том, как это преподносится - словно это действительно добавило ему жизненной мудрости и глубины, словно он от этих впечатлений и событий на жизнь способен взглянуть как сорокалетний профессор университета.

Про возможности: отчасти Вы правы, возможностей сейчас куда больше, но речь-то не об этом. Герои писателей предыдущих поколений (не обязательно моряки, зачем в это упираться) часто и впрямь выглядят серьезными, умными, зрелыми и опытными, несмотря на юный возраст (не знаю, нужны Вам примеры, или Вы сами встречались с такими?)

И если уж действительно роман автобиографичекий (с чем порой спорят критики), то это вовсе не говорит о том, что Лондон мог вполне объективно оценить степень влияния путешествий на формирование личности.

Стоуна читала. Ни о чем мне это не сказало. Да, переклички есть, определенно, но сколько таких перекличек в истории литературы? Миллионы. В конце концов, не даром существует теория, что писатель пишет на основе собственной жизни. Не скажу, что я сторонник этой теории, но ее существование лишь подтверждает факт, что отчасти любое произведение более или менее насыщенно автобиографизмом. Ну, Иден насыщен "более". Только и всего.

В плане зависти не угадали :)
И кстати...это не очень хороший способ - в дискуссии (особенно о высоком!) аппелировать к личности :)


А кто говорит про "объективно оценить степень влияния путешествий на формирование личности". Это отдельная история с отдельным персонажем. Мне она больше напоминает Американскую трагедию, где парню из бедной семьи "сносит крышу" после общения с высшим обществом. А по поводу зависти, так это я скорее про себя.


Ну ладно, тут в любом случае у нас разные представления о герое и о его степени "развития" :) На Американскую трагедию похоже, действительно!)


Скорее у нас разные представления о самой книге. Вы ее видите в контексте развития личности, а меня больше интересует социальная сторона.


С этой стороны, по мне, роман тоже довольно слаб :)
Просто рецензировать надо было что-то одно. Решила рецензировать то, что сильнее резало глаз.


Вот, нашел отрывок Стоуна

работал над «Мартином Иденом» – тысяча слов ежедневно

И насколько я помню, Лондон специализировался на набольших рассказал, а романы писал для заработка(Иден ему принес 7 тысяч ), если верить Стоуну. Так что согласен, роман местами непродуман, и довольно комично то, что он стал культовым.


Неудивительно. И все же это больше мужская книга. Описывается реальная мужская психология. На мой личный взгляд, эта книга должна быть у каждого мужчины. Как образец того, что никогда нельзя сдаваться, нужно снова и снова, снова и снова пробовать и пробовать, стремиться к успеху, несмотря ни на что. И что успех будет достигнут. Особенно впечатлил пример главного героя перед зеркалом. Правда он там сам себя корил. А должен был наоборот, сказать так: У тебя все получится, потому что ты Мартин Иден!


"Мужская книга" - интересная характеристика))


прочитал в 19 лет. Книга понравилась. Вернулся в Лондону к годам 28-29. Прочитал томов 8, которые дома лежали. А еще Моряк в Седле в придачу.
Вывод: Произведения Джека либо наивные , либо связанные с контрактами и деньгами (Морской Волк, Лунная Долина)
А вот Мартин Иден немного обособленный. Начале его автобиографично и сама книга такова. Даже самоубийство. Но она с психологической точки зрения на меня сильно повлияла. Возможно действительно она мужская.

Но глянем еще вот на какую статистику. Раньше человек считался взрослым чуть ли не с 12 лет. Поэтому к 22 годам он мог накопить довольно богатый багаж опыта и самостоятельной жизни. А сейчас мы имеем многих людей живущих под крылом родителей до 30 лет. Какой здесь опыт? он только к 42 годам и придет.
Вот поэтому многие и едут в Донбасс и ИГИЛ.


Про взросление согласна. Но герой тут отнюдь не выглядит взрослым. Все только голые слова.
Какие-то литературные персонажи и в 12 рассуждают на все 39. Но к Идену это не относится.


может он выглядит взрослым если читать в юности ))


Только если так :)

1 2