Больше рецензий

Din

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2015 г. 21:02

1K

5

«Столько прямого, неотложного, ежеминутного и такой огромной важности дела для ученика Христа, что некогда этим заниматься. Как хороший работник наверно не знает всех подробностей жизни хозяина; только ленивый работник чесал зубы на кухне и разузнавал, сколько детей у хозяина, и что он ест, и как одевается. И всё, разумеется, переврал, но узнал и работы не сделал. Важно то, чтобы признавать его хозяином и знать, чего он от меня требует; а что он сам такое и как он живет, я никогда не узнаю, потому что я ему не пара, я работник, а не хозяин».

Таким простым и гениальным ответом разрешил Толстой полемику о божественности Иисуса Христа со своим учеником и единомышленником Чертковым. Эти вопросы - праздное любопытство, некогда, незачем, пустое. А сколько крови за историю человечества было пролито по причине подобных по сути ничего не значащих разногласий! Через десять лет, в 1895 году Толстой разовьёт эту тему в рассказе "Хозяин и работник".

Он подумал "Не во сне ли всё это?" - и хотел проснуться, но просыпаться было некуда.

Русский Будда вещает нам о самом важном с пожелтевших страниц судя по всему не имевшей доселе читателей книги. Гений жжёт неприкрытую истину, которую нет ни малейшего побуждения подвергать сомнению: лучом чистого света Мысль его пронзает сердце и разгорается в нём нетленным огоньком. Теперь тепло, светло и не одиноко.
Тяжёлая шуба тянет к земле, суетные мысли о том, как избежать смерти а вместе с нею расставания с присвоенным в течение жизни "добром", поиски спасения собственного тела в паническом и бессмысленном бегстве по кругу - всё это чертовски мешает летать. А в человеке врождённо заложено желание летать. Только он об этом может не знать. Это единственно верное наше стремление. И мы полетим. Полетим. Когда вырвемся из липкой паутины смертельно важных декораций, которые нас притягивают к земле и привязывают к телу, иными словами отягощают и связывают.

Ломай картонные декорации. Рушь стены. Переступай границы. Не прекращай пути. Ищи.

А теперь - лети. По Толстому: и помоги взлететь ближнему своему.

P. S. Всё, что писал Толстой после 1878 года необходимо в принудительном порядке читать всем без исключения. И будет благодать.

Комментарии


Самый любимый рассказ у Толстого ( в нём он весь !).
Эта "версия" легенды о Юлиане милостивом ( пусть и в обработке Флобером - может, Толстого она натолкнула на рассказ ?) кажется мне куда более гениальным и поэтичным.

смертельно важных декораций

Это Ваши слова ? очень мощно.
Кстати, вышеприведённые мысли о "декорациях" напомнили "Приглашение на казнь" Набокова.


В нём он весь - это точно. Малая форма у него вообще куда более ёмкая, чем крупная, мне кажется. Ой, не знала про другие "версии", но заранее предпочитаю толстовское изложение. Во всём)
Слова вроде мои, если подсознание не дурачит меня.
А "Приглашение на казнь" читала слишком давно и эта книга мне лишь напоминала Кафку и вызывала щемящую тоску. До мыслей про декорации и тому подобное я тогда была ещё очень далека)


Ну, малая форма у Толстого сродни малой форме у Достоевского : она во многом камерна и аутентична в плане прямого разговора с душой ( писателя). Думается, что жизнь просто так не раздаёт таких говорящих фамилий . Это вообще интересная тема для маленького эссе : взаимосвязь фамилий писателей и их творчества.

Что касается "Приглашения на казнь", то тут скорее больше Достоевского чем Кафки. В последнее время я вообще ещё сильнее полюбил Набокова оттого, что в нём очень много Толстого и особенно Достоевского . И тоже очень обидно, когда поклонники Набокова глумятся над Достоевским или наоборот ( и не только). Как вообще с обычными мерками можно подходить к таким гениям ?


Было крайне неприятно читать лекции Набокова о Достоевском. Наверное отсюда и всё противостояние между поклонниками.


Так в эту ловушку Набокова попадаются очень многие. Это его типичная поза и любовь-ненависть. Он оказал очень большое влияние на Набокова, и этим отношением Набоков как бы заметает следы. Ведь в каждом его романе есть тема Достоевского или аллюзии на его романы.

Достоевский

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно-светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.

Услыша вопль его ночной,
подумал Бог: ужель возможно,
что все дарованное Мной
так страшно было бы и сложно?

Вот эту "судорогу света" у Достоевского, мог приметить только глубоко любящий его творчество.
За такие моменты многое прощается Набокову.


Интересное мнение. Буду иметь в виду когда наконец прощу обиды и вернусь к Набокову. Поищу в нём Достоевского.