Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 октября 2015 г. 09:12

220

4.5

Какой древний артефакт! Сборник фантастических рассказов 60-х – начала 70-х от проницательного и житейски мудрого автора.

Ранние рассказы так просты и деревянны, что просто удивительно, что автора не затоптали и не сказали «Не пиши!». Но потом он явно почувствовал вкус к этому делу и разошелся.

Судя по статье в Википедии Варшавский был любопытной личностью. Моряк торгового флота, начал писать рассказики уже хорошо за 50, работал ведущим на ленинградском телевидении. Города трех революции, кстати, в рассказах довольно много, эффект погружения есть. Только это не теперешний Питер, а именно Ленинград той поры.

В целом рассказы можно считать ценными с социологической точки зрения – как сборник вопросов, которые волновали людей в «раннем застое». Тут и игры с кибернетикой, роботы, заменяющие людей, и электронные свахи и даже иронические путешествия во времени.

При желании некоторые из рассказов можно считать советским киберпанком, со всеми этими стираниями памяти, технологическими ужасами и психотропными препаратами. Цикл этих рассказов отчетливо напоминает мне произведения Севера Гансовского, но у того все было еще страшнее и менее оптимистично.

Ткань рассказов по отечественной традиции насыщена литературными ссылками и стихотворными строками. Блок, Пастернак, Толстой, Достоевский. Автор явно любил стилизацию – два произведения носят отчетливые следы уважительной пародии, почти дружеского шаржа. «Решайся, пилот» - рассказ в духе Хемингуэя, сказывается его большая популярность в Советском Союзе тех лет. А «Последнее дело комиссара Дебрэ» - неприкрытая аллюзия на Мегрэ, который пару раз прямо упоминается в тексте.

Этот рассказ не менее интересен тем, что в нем один из персонажей – практикантка из СССР, стажирующаяся в министерстве внутренних дел Франции. Да и в целом рассказы удивляют довольно заметной раскованностью, как в отношениях между полами, так и в бичевании социальных язв.

Из собственно фантастических элементов меня откровенно порадовал рассказ с пересадкой мозга, при которой у реципиента всплывают неконтролируемые воспоминания из прошлой жизни, заставляющие его стоять под дверью жены того, чей мозг ему достался. Испорченное американскими фильмами категории Б детство услужливо вытащило из памяти практически идентичный эпизод из «Робокопа» (1987).

Хорошее какое-то осталось впечатление, жаль, что автор поздно начал и довольно рано умер.