Больше рецензий

29 сентября 2015 г. 11:47

997

4

"Марсианин" стал отличным примером того, что правило скольки-то-там-страниц работает не всегда. Всю первую треть книги я сидела с высокомерной рожей, дескать где же литература? Это мы уже видели у Бестера, это — у Кинга, вот это — в робинзонадах, да и вообще вся идея не слишком оригинальна и витает в воздухе, ведь если можно запереть человека на необитаемом острове и заставить выживать, то рано или поздно кто-то из авторов поставит эксперимент и запрёт несчастного подопытного в скафандре где-нибудь на необитаемой планете. Дело только в масштабах, ведь для запирания литературного героя на острове достаточно поднатореть в биологии и некоторых навыках выживания из курса ОБЖ (утрирую, конечно, но всё же), а на чужую планету не подкинешь сочных кроликов, вкусные кокосы или хотя бы таинственный ящик, вынесенный на берег океана из ниоткуда, где чудесным образом лежит всё самое нужное и, конечно же, библия. В робинзонаде на другой планете приходится сражаться не за вкусный стейк из дичи и защиту от противного, но всё же не убивающего тебя дождя. Сражение проходит на уровне атомов и молекул, ведь добывать приходится даже воздух и воду, которых на планете вообще нет. Да и ничего там нет, никаких чудесных ящиков или хотя бы чего-нибудь материального, что можно использовать. Разве что взять горсть марсианской пыли, похожей на пепел, и посыпать его себе на голову.

Поэтому всю книгу приходится читать в умственном напряжении. Главный герой не скачет с копьём за оленями и птичками, а проводит химические реакции, постоянно что-то рассчитывает, паяет и мастерит. Отвлёкся на секунду от чтения и его дотошных объяснений — и уже перестал понимать, что и зачем он делает. Примерно на этом моменте я поняла, что моя высокомерная по части литературности рожа успела превратиться в маску обычной любознательной обезьянки.

Нет, с точки зрения литературности книжка так и осталась посредственной. Ненастоящий характер главного героя не выдерживает никакой критики, и даже попытки автора вдохнуть в него жизнь сериалами, шуточками и нелюбовью к диско смотрятся несколько коряво (ну, хоть обстановку разряжают после того, как ты тридцать страниц размышлял о выделении водорода, чего бы без "Марсианина" точно делать не стал). Остальные персонажи вообще сшиты живой ниткой, лишь чуть-чуть обозначены пунктиром. Сюжет? Ну, вы догадались. Проблема - решить невозможно - подумал - решил - порадовался - всё сломал - придумал ещё что-нибудь. Всё идёт по такой рассчитанной схеме, что в итоге напомнило мне, как ни странно, "Доктора Хауса". Смотришь какую-нибудь его серию и на её середине команда Хауса выдаёт диагноз. А та за монитором с другой стороны качаешь пальцем и смеёшься: "Нет, голубчики, я в этом ничего не понимаю, конечно, но до конца серии ещё больше 20 минут, а значит диагноз неправильный". Тут то же самое. До конца книги ещё больше двух-трёх сотен страниц, так что прости, Марк Уотни, но я знаю, что ты не решишь все свои проблемы так легко, как только что напланировал. Но я с удовольствием посмотрю и почитаю, что именно пойдёт не так. С другой стороны, ты точно так же понимаешь, что главный персонаж, конечно, может умереть в самом конце, но вот сейчас, за пару сотен страниц до финала он точно останется жив. Ведь его линия — единственная в романе, никуда не денется.

При всём при этом я поймала себя на том, что в какой-то момент начала волноваться за картонного умника и фантазёра Уотни, как если бы сама находилась в этот момент на Земле с многочисленными зрителями и напряжённо в режиме реалити-шоу следила за тем, спасут его или не спасут. Именно дотошность автора помогает рано или поздно проникнутся к главному герою странным сочувствием. Хотя лично у меня уровень вхождения в это сочувствие был очень высок, и первая треть книги была больше скучной, чем интересное. К тому же мне не хватило окружающего веселья. Самое интересное ведь происходило не столько у Уотни, пытающего вырастить на Марсе картофан, сколько на Земле, где политика-пиар-народ-бабло и прочее смешалось в кучу. НАСА плевать бы хотела на этого одного космонавта, тем более, довольно посредственного, но они прекрасно понимают, что если его бросить, то их заклюет общественность - раз, откажутся сотрудничать другие космонавты - два, пропадет огромная сумма денег - три. А то и конкуренты перехватят ершистых астронавтов, сплошь героических донельзя, вон Китай уже хитро прищурил глазки (или у них всегда такие?) и что-то там намекает про то, что у них есть "бальсая лакета". А самое печальное для НАСА, что этот чёртов Уотни, будучи аже картонным, почему-то не превратился в управляемого на расстоянии послушного марсоходца, а делает всё по-своему. Того гляди скопытится, прежде чем придумают, как к нему закинуть жратву, а тогда все шишки посыпятся на управление.

Это было захватывающе до последней страницы, даром, что предсказуемо донельзя. Но предсказать можно было только общий ход, интерес состоял в частности. Для высшей оценки не хватило проработки "земных" деталей и характера главного героя.

Комментарии


Прочитала только треть

с высокомерной рожей

.
Захотелось узнать еще чего.
Очень приятная и хорошая рецензия - спасибо! Было интересно почитать и не наспойлерить.


да,интересный комментарий ,спасибо)