Больше рецензий

25 сентября 2015 г. 01:51

7K

5

Как все просто, и вместе с тем сверхъестественно. Генри-Рене-Альберт Ги де Мопассан

Все мы мечтали, мечтаем, будем мечтать о покорении Парижей. Помните многочисленные романтические истории, когда девочки ходят в порт или на вокзал, с одной лишь надеждой - умчаться в неведомые дали. Бросить все к чертовой матери и свалить. Если живешь в деревне - стремишься в райцентр. Из райцентра - в мегаполис. И так далее. Кто же родился где-то в центре Нью-Йорка - тому мои соболезнования. Отсутствие цветовой дифференциации штанов лишает человека цели. Божественного роста, если хотите. Что ж делать, если только малиновые штаны вокруг. Впрочем, как мне кажется, с какой-нибудь Парк-авеню сейчас никто это и не читает. В одном из отдаленных самом по себе из регионов России, в маленьком, но гордом городке, всех приехавших из окрестных сел колхозников, очень метко, зло и грубовато величают гасконцами. Также и московское слово "лимита" очень любимо теми, кто ценою неимоверных усилий добился таки только-только долгожданной прописки.

Жорж Дюруа, естественно, не самый первый на этом тернистом пути покорения столиц. Были и до него свои дАртаньяны, Ломоносовы, питерские президенты. А, с тех пор, как существует Париж, желающих стать новыми наполеонами не счесть. У Мопассана все более прозаично и именно это радует. Вот он, Дюруа, перед нами, он совершенен в своей реалистичности благодаря автору. Нет в нем ничего такого выдающегося - он не особенно умен, сомнительно образован, ему присущи, как и всем людям, страх и сомнения. "Ээээ!" - скажем мы с Петром Ивановичем. - "Это и мы так можем!" Вот и меня крайне занимает вопрос - где же они, все те, кого на определенном этапе так вдохновила эта книга. А где еще те, кто в этом никогда не признается, всячески открещиваясь от образа Дюруа, называя его глупым, аморальным подлецом, живущим за чужой счет. И автора туда же, он пишет дамские романы, эротику и низкопробную авантюрщину.

"Милый друг" - произведение о свободе. Свободе от оков общества, от оков брака, от условностей и собственных предрассудков. Живите так, как подсказывают вам ваши самые отчаянные реалистичные мечты и плевать на все остальное. Мир засверкает всеми своими переливчатыми красками, особенно, если вы сами будете достойны этих красок. Кроме того, "Милый друг" - это настоящее произведение. Автор не занимался идеализированием, но и не нагнетал чернухи. Здесь все так, как оно и бывает в реальной жизни. И нет глупых стенаний по поводу всякой надуманной чепухи. Хотя, спектр затронутых вопросов очень широк. Но поговорим сегодня о банальном, о том, что чаще всего пишут и о чем чаще всего говорят, касательно "Милого друга". Увы, женский вопрос занимателен, но не является в произведении основным. Кому-то обидно, но мне это видится даже чем-то парадоксально противоречивым. Казалось бы, не делает чести девушке то, что загар - это цвет ее кожи. Но, с другой стороны, это навсегда решает проблему расизма. Не будем и мы заранее расстраиваться.

Единственная проблема любого Дюруа - это встретит свою Клотильду де Марель. Все остальное мишура и никуда не денется. Мир и так принадлежит Клотильдам и Жоржам. Как говорил один мой друг, "а я Жоржик, гы-гы". Этой парочке глубоко наплевать на общество, только они, впитав всю мудрость человечества, способны независимо получать удовольствие и находить смысл в самом жизненном процессе. Дюруа и Клотильда - это единое целое, они часть друг друга и странно слышать иногда об обидах, склоках и прочем. Кого это касается, кроме них самих? Спросили бы вы у Клотильды - кто ей нужен, уж не знаю - что она вам ответит, она такая разнообразная. Но сделает именно так, как ей самой будет угодно. Как выразился сам Мопассан, де Марель и Дюруа - оба из "племени великих бродяг". Кто-то может и поймет - что это. Клотильда замужем. Мое подсознание замужем, а муж совсем не я. Юнг с Фрейдом бы умерли со смеху.

В итоге, у нас в "Милом друге" из значимых только одна женщина. А по-другому и быть не может. Все остальные - это развлечение такое, инструменты для игр, лошадки для езды. Везите и дальше, побыстрее только. Тпру! Сейчас еще Клотильду подсажу. Покуда есть на свете дураки и дуры, нам всегда будут "Три пескаря" светить во мраке. А они будут всегда (дураки). Не отзывайтесь, не надо, я и так знаю, что вы есть. Мне ли не знать. Имя нам легион - косным, погрязшим в собственных комплексах, с тугим воображением и пониманием, колеблющихся и бьющихся лбами. Ненавидя Дюруа, они втайне надеются на счастье - быть рядом с ним. И он даже некоторых из них осчастливил. Что ж, воспоминания на всю жизнь о радостных днях с Дюруа - они стоят многого. Далеко не каждой повезло, ведь вас много, а нас так мало. Ну и чем же всех их так привлек Жорж Дюруа? А, да-да, внешность и то, о чем принято молчать. Ну, совсем не это притягивает их в таких количествах. В нем есть то, чего не хватает им. Всего в меру, совершенства в меру. Уверенность в себе и острая понятливость. К этому добавить неплохой мозг и образ нового бога на земле готов. И даже больше, чем на картине, купленной Вальтером. Самолюбие - очень ценное качество, с него начинается любовь вообще. А тщеславие со временем трансформируется, теряется и достигает таких высот, что его уже не могут определить. Что там я забыл? Аморальность? Да-да, мораль - это же для усредненного человека. Кому-то жизнь, а кому-то мораль. Поэтому моралисты так плохо знают жизнь, им ее не достается.

Давайте вернемся к нашим дурам. Основной и постоянно защищаемой является якобы обиженная первая жена Дюруа - Мадлена Форестье. Ввиду того, что она побыла какое-то время женой Жоржа, ей стоит уделить пару строк. На самом же деле Дюруа-то божий агнец! Всего-то два брака! Сколь это смешно выглядит в нашем добром 21 веке. С Мадленой все понятно, ибо она в чем-то очень похожа на Дюруа. Неудивительно, что они оба преуспели на собственном поприще. Мадлене после смерти Форестье был нужен удобный муж, чтобы тот не лез в ее дела и она могла дальше благополучно плести интриги, заводить любовников среди графов и депутатов. Время ее подвело, в настоящее время она бы чудесно обошлась без мужа. Все то, что она так долго и интересно творила под псевдонимом "Форестье" требовало продолжения. Да она и сама уже по собственному признанию не могла без журналистики жить. Еще бы - женщины в то время только вязали слюнявчики. Такой огромный объем проделанной работы и бросить? Тут и нашелся бескровный вариант продолжения, ибо по существу для нее с приходом Дюруа ничего не изменилось - она просто пустила в дом нового мужа. Очень прогрессивно для 19 века, не правда ли, о, старые феминистки? Ау! Не слышите? Да вы никого и не слышите, кроме себя. Ладно, продолжим. Сущность Мадлены подтвердил и тот факт, что она после Дюруа завела себе нового журналистика. А еще был и такой аспект - она хотела с Дюруа секса. И брак был единственный выходом (кто хочет - пусть будет еще и "входом"), так как в качестве любовника на тот момент Дюруа был нецелесообразен. Таким образом перед нами не брак, а договор без пунктов "форс-мажор". Если вас потом надули, то все претензии высказывайте собственной тупости. Мадлена, ты талантлива, но женщина. Не стоило путать. Наконец, у Дюруа была очень удобная фамилия, которая без проблем позволяла прикинуться дворянином. А как чудесно бы выглядела Клотильда рядом с Дюруа в доме его родителей вместо надутой Мадлены!

Каким образом в список дур попала какая-то Рашель? Это вообще кто такая? Проститутка? Правда? Кто-то правда думает, что она достойна упоминания? Так она даже до статуса "дуры" не дотягивает. Кто? Толстой и Достоевский? Ну-ка, позовите Федора Михайловича, пусть он нам нарисует чистый образ Сони Мармеладовой, а Толстой его тут же пропылесосит. Именно "нарисует", потому что он у него такой необычайный, ибо совершенно нереальный. Достоевский проститутки в глаза не видел, а если и видел, то близко не подходил. Вообще-то верно - как же можно заниматься сексом с живым человеком. А Толстой бы всех проституток в Фоли-Бержер построил и вперед, строем в царство божие. Проститутки - это грязь и ничего более. Рашель - это никто.

Еще бабушка Вальтер. Извините, зеваю. И не то, чтобы спать захотелось - как-то скучно при упоминании этого персонажа. Так, смешной эпизод в церкви. Не знаю, право, что смешнее - взгляд Мопассана на церковнослужителей или на чопорных дам. Бабушка Вальтер вполне заслужила подобного отношения, виной тому ее собственная жизнь, лишенная светлых моментов по причине собственной глупости. А Дюруа, судя по всему, должен был рядом с ней сидеть до тех пор, пока она не помрет от старости.

Наконец, Сюзанна. Образ до конца не сформированный, но более чем понятный. Повторяйте ей целыми днями банальные слова любви - она в отношениях вообще не разбирается. И, как мне кажется, со временем это не изменится. Но собакой-ищейкой такая жена может с возрастом стать неплохой. А "Милый друг" заканчивается трагедией. Бедный Дюруа в итоге достиг всего, чего хотел. Ему будет очень трудно (практически невозможно) с формированием следующих целей, без которых нормальный мужчина не может.

В общем, продолжение когда-нибудь следует, ибо получилось о всякой чепухе, а произведение совсем о другом. О "Милом друге" можно писать до бесконечности.

p.s. Советский перевод Любимова местами ханжески морализован, а частенько откровенно лжив. Рекомендую ценителям перевод Чеботаревской. К сожалению, его нет в электронном виде.

Комментарии


Читаю значит и тут песня:
"Поговорим о том, о сём
Поговорим о том, как мы живём"...

А вообще, интересно! :)


Типа не читала?


Нет) но, когда-нибудь в планах!..


Вообще-то, это книга для избранных. Но ты среди них


Ммм принимаю за комплимент!))


Скорее это больше врожденное


перевод Любимова местами ханжески морализован, а частенько откровенно лжив


Вы в оригинале читали?


что с вами говорить. Вы даже по-французски не разговариваете


Анучкин. Я сам тоже их мненья. Нет, не то, не то... Я даже думаю, что вряд ли она знакома с обхождением высшего общества. Да и знает ли она еще по-французски?

Жевакин. Да что ж вы, смею спросить, не попробовали, не поговорили с ней по-французски? Может быть, и знает.

Анучкин. Вы думаете, я говорю по-французски? Нет, я не имел счастия воспользоваться таким воспитанием. Мой отец был мерзавец, скотина. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда еще ребенком, меня легко было приучить — стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал.

Клотильда это которая его вечная любовница? Он её как-то раз избил, да? Помнится, неприятный момент был.


чем бы дети не тешились


До этого момента Дюруа мне был вполне симпатичен. Это тот самый момент, когда открывается истинная сущность и оправдания исчерпаны. Каждый раз так печально


Там нет никаких оправданий. А ключ эпизода в том, что буквально через некоторое время Марель улыбается на его свадьбе и подмигивает. Если кому–то нравится, что его бьют – то это его дело. Эмоциональные извращенцы бывают, мазохисты и прочее


Я говорю про свои оправдания. Оправдывала Дюруа и оправдываю всех и всегда.
То, что женщина осталась довольна тоже хорошо помню и тоже впечатлилась этим


Дюруа меньше всех нуждается в оправданиях - ему, мягко сказать, до лампочки. А про женщин и побои очень характерна фраза крестного отца, который на вопрос "били ли вы когда-то свою жену" ответил, что его жена ни разу не давала ему повода ее ударить. От возможности ударить и ударить - длинный путь. Но мужчина обычно может не только ударить, но и убить. Если кому-то хочется с этим играть - это их проблемы. Мопассан показал это в виде того, что Дюруа уничтожает сам себя. ибо Клотильда - это он сам, но этот сам не уничтожается так просто. Ему не бить ее нужно было, а сказать ей, что она дура и овца. Если бы в самом деле хотел от нее отделаться


я говорю не совсем о Дюруа, а о своём собственном восприятии и отношении к нему. а про то что вы там дальше написали согласна, и что Клотильда - он сам не додумалась как-то при прочтении, интересная мысль


" дураки бывают разными. Нет, прошу не вставать, пока вас не вызывали" ( с) а пассаж о загаре из Сарамагу? :-)


фразы тенденциозно повторяются со временем у разных людей, имеющих схожую форму восприятия


Как выразился сам Мопассан, де Марель и Дюруа - оба из "племени великих бродяг"

я тоже никогда не воспринимала Дюруа и Клотильду как одного поле ягоды. Кто ей нужен? у нее, вроде бы, кроме нашего милого друга, никого больше не было (муж не в счет), как и у любой его пассии, кроме Рашель (тут все понятно) и Мадлен. Вот они-то с Мадленой из одного племени - оба хищники. Им каждому нужен кто-то попроще, менее амбициозный, понимающий или глупый, или способный на что-то закрывать глаза. Если на протяжении всей книги страдают по Жоржу, Жорж страдает только в браке с этой неугомонной женщиной: она единственная способна была уязвить его.
Дюруа с Клотильдой так сошлись, потому что она ему была прежде всего удобна - такая милая всепрощающая и все понимающая любовница. раз-два устроила скандал, быстро поняла что надоест, быстро все исправила. Возможно их можно назвать единым целым. Но чтобы одного племени...


С таким же успехом Дюруа был удобен Клотильде, которая играла в жизнь, меняя любовников, снимая им квартиры и снабжая их деньгами. Малютку Кло хорошо характеризует она сам - "у меня низменные вкусы", "в следующий раз я оденусь работницей" или мальчиком (так в оригинале). "Оба из "племени великих бродяг" - вот так выглядит цитата. Мопассан со мной согласен. Вернее, я с ним. И то, что Кло и Дюруа так и остались вместе - это подтверждение тому. Малютка Клотильда будет всегда с Дюруа - по мере того, как тот будет расти в обществе и в ее глазах. Она, конечно, не преследует вульгарных материальных целей, но он ей более интересен в качестве начальника отдела хроники, затем на месте Форестье, затем в качестве главного редактора. Далее она будет любовницей Дюруа - депутата, Дюруа - министра. Она хорошо устроилась, да. Но она всего этого заслуживает.

Как писал в рецензии - не собираюсь противопоставлять Клотильду Дюруа. Они единое целое


Как писал в рецензии - не собираюсь противопоставлять Клотильду Дюруа. Они единое целое


я и не настаиваю) возможно что-то упустила, читала роман лет 7 назад, не обессудьте, не припомню, чтобы у нее помимо Дюбуа были любовники. Помню, что его несколько тяготило ряженым вместе с ней прогуливаться в низшие классы и распивать дешевый алкоголь в душных забегаловках... правильно, она давала деньги и ему ничего не оставалось, как терпеть эту бабскую придурь. не факт, что Дюбуа-министр захочет с ней якшаться - но это уже, разумеется, мои догадки)

Мопассан со мной согласен.


Я не знакома с трактовкой автора героев романа, в отличии от вас, судя по всему. все-таки что вы со своим усатым другом про Мадлен скажите? какое вы ей отводите место? просто интересно.


Вы думаете, что Дюруа был с Клотильдой ради денег? По- моему, однозначно нет. И начинал он с ней не для этого, и возобновлял отношения под эгидой " и все- таки она очаровательная любовница". Они дрг другу подходят, совпали, как баночка с крышечкой. Если Дюрую станет министром, она останется его любовниуей, не сомневаюсь! Не единственной, конечно, но. Хотя сомневаюсь, что он может стать министром. Деньги деньгами, связи связями, но он слишком примитивен. И образование никакой. Плоский. Без подпорки вроде яркой и талантливой Мадлен он не выдюжит. Имхо.


"Стать министром" всегда и везде было лишь принадлежностью к определенному кругу. И именно к этому Мопассан и подвел. "Французская жизнь" стала практически государственной газетой, а Дюруа стал ее главным редактором. Ему уже Мадлена не нужна, он нанял кучу популярных писак со своими связями. А Мадлена со своим министром в отставке осталась. Дюруа уже не придется самому ничего писать. Все остальное определяют деньги и положение, которые у него есть.
Более того, он продемонстрировал рьяный индивидуализм, который необязателен даже министрам, он характеризует поднявшихся в годы войны и в годы революции. Наличие абсолютно безликих людей на самой верхушке власти подтверждает второй человека на российском престоле в настоящее время. А Дюруа даже предыдущего министра снял собственноручно. Его дорога предопределена при том положении вещей, что задал нам Мопассан. Он будет и депутатом (только деньги - минимум 20 млн. после женитьбы), и министром (только положение, которое у него есть).

Другое дело, что Дюруа не особо и карьерист, ему это все не так и интересно. Но это и хорошо. Он не будет никого закапывать из-за карьеры в лесу и писать кляузы. Не потому, что глупо порядочный (во власти нет порядочности), а потому что это скучно


Относительно министра. Да, он может туда попасть. Но все- таки, к этому самому кругу принадлежат люди, имеющие определенное происхождение, соотвественно, образование и ты пы. Дюруа просто будет сильно не комфортно там, он поленится соответствовать. И дурачком выглядеть не захочет. Так что вряд ли. Да и большой вопрос, захочет ли его тянуть тесть? А уж иметь заклятым врагом тещу....)))))


Это он их не захочет тянуть. И я совершенно с ним согласен. К чему ему эти два дряхлеющих куска слизи. Супруги Вальтер полностью доказали свою несостоятельность, проиграв Дюруа по очереди. Старик Вальтер будет лебезить и заискивать перед зятем, а его жена стучаться лбом возле картины. Что им еще остается, убогим. Хороший пример того, что совсем не деньги определяют человека. А Дюруа стал бароном и очень просто. Как и подавляющее большинство тех, кто взгромоздился на вершины власти. Заплывшие жиром, жившие на всем готовом, ни на что не способны


Там есть трактовка автора прямо в тексте.
Мадлен так и осталась подругой для начинающих журналистов. Она слишком себя скомпрометировала. С помощью Мадлены Мопассан хорошо показал - во что превращается брак, если он основан не на любви и с женщиной борются с помощью ее же оружия. То ест, Мадлен первая дура, ибо не разглядела в Дюруа конкурента


Я не поняла, в чем он ей конкурент? Мадлен важно творчество. Она его имела при написании статей. Она сразу определила, что для нее брак - содружество. Она обещала " ничем не компроментировать человека, фамилию которого буду носить" . И это она выполнила. Как по мне, она поленилась осознать, насколько Дюруа гнилой и " не джентельмен". Колхозник по- нашему. Как можно было умудриться так промахнуться с замужеством, не понимаю.


Она хотела такого же дурачка, как Форестье, чтобы благополучно совокупляться со своими депутатами, но ее отправили к покойному Форестье. Налицо наглая самоуверенность женская и узость взглядов. Если женщина думает, что можно вытирать о мужчину ноги, то она отправляется на заслуженное место. Так было всегда и так будет всегда


Ой! Ой! Ой! ))))))))))


одно целое говоришь... понятно почему Габен, в чем-то был мне ближе, чем Клотильда) /прочитала, расписала/))