Больше рецензий

22 сентября 2015 г. 16:18

461

4

Когда я увидел эту книгу в магазине, на ум сразу пришел широко известный в узких кругах «Музпросвет» Андрея Горохова, который, несмотря на всю его неоднозначность, я все-таки очень сильно люблю. Открыв «Краткую историю новой музыки» я был несколько удивлен -- под обложкой оказалась не энциклопедия, не собрание эссе какое-нибудь, а сборник интервью с различными, если позволите, необычными музыкантами: композиторами авангардистами, пионерами электроакустической музыки и др. Но так даже и интереснее, кто может рассказать историю лучше тех, кто непосредственно творил ее, не правда ли?
Герои говорят, в принципе, о похожих вещах, но применительно к своей персоне: как они пришли к музыке, как открыли свое звучание, что их вдохновляло, какие они использовали технологии, как взаимодействовали с культурной средой, которая их окружала. Собственно, именно это и передает прелесть такого формата, как сборник интервью. Их можно считать отражением реальности; ведь история не статична, она творится многими людьми в разное время и в разных местах, они могут знать друг друга, один может быть вдохновителем другого и идейным оппонентом третьего и так далее, и тому подобное. Если углубляться в содержание, то тут стоит отметить две вещи. Во-первых, о взаимодействии музыки и других видов искусств: кто-то из героев активно вдохновлялся живописью, архитектурой, а кто-то даже непосредственно занимался этим, проектировал уникальные залы, участвовал в арт-проектах, режиссировал свои фильмы. Во-вторых, и, что лично для меня было наиболее интересно, это воззрения героев, которые проскакивают иногда очевидно, иногда не очень; причем я говорю не только об их отношении к музыке, но и к культуре вообще, к обществу, к жизни в целом. Безусловно, почти все они от меня далеки, а некоторые так вообще непонятны, но тем не менее это все дает возможность осознать, что в нашем мире встречаются удивительные люди, само существование которых уже, пожалуй, делает жизнь интереснее.

К единственному действительно серьезному минусу данного подхода (или, скорее, к его реализации в конкретно этой книге) я могу отнести лишь неоднородность наполнения: некоторые интервью на 30 страниц, а некоторые на 5-10 (по иронии судьбы как раз с моими любимцами), да еще некоторые из них будто на полуслове обрываются.

Под конец вернусь к аналогии с «Музпросветом», которая напрашивается сама собой. Горохов в своей книге описал, как принято считать, альтернативную историю музыки, где «Kraftwerk были куда важнее, чем Beatles». В этой же книге мы видим представителей этой музыки (а я склонен считать, что, в общем и целом, Горохов и Обрист изучали один и тот же феномен, только под несколько разным углом) не просто как персонажа энциклопедической справки, а как реальных людей. Так что всем, кто прочел «Музпросвет», я бы порекомендовал ознакомиться с «Краткой историей новой музыки». И наоборот.