Больше рецензий

carbonid1

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2015 г. 20:56

4K

4

Видя насквозь
Через границы
Миллиарды миров
Внутри каждой частицы

Это ли не шанс примерить роль бога
И взять вину за то, что грядет
Мировой коллапс на фоне изжоги,
А, может быть, крестовый поход?

[ ]

Рушится мозг, плавятся схемы
Но ответ на вопрос о том, кто мы и где мы
Лучше не знать - так будет проще
Чем осознать как-нибудь ночью:

Что этот мир, вплоть до частицы -
ВСЁ И НИЧТО!
ВСЁ И НИЧТО!

Всё и ничто. Louna



Небольшой научный трактат на религиозную тему от Зигмунда Фрейда, с точки зрения психоанализа, который хочет внести свою лепту в размышления на тему - полезна ли еще религия для общества (первая половина 20 века), выводит разницу между "заблуждением" и "иллюзией", дает некоторые комментарии на счет причин возникновения религии и свои предположения на развитие общества и места религии в нем.
Для кого эта книга? Я бы сказал, для людей которые стоят одной ногой в церкви, другой, хм, outside, да, подойдет. Еще для тех, кто уже там, ознакомится не повредит. Если вы боитесь, что здесь значительная часть текста психоанализ, спешу обрадовать - почти что его нет. Были некоторые моменты, когда мне было не по себе от этих примеров ребенка-отцов-богов-тотемизма, но их немного и если хорошо обдумать, можно уловить что имеет в виду Фрейд.

Теперь к самому тексту и идеях.

Сначала автор размышляет о культуре. Он приходит к выводам, что почти все люди работают во благо культуры, и работали все время. Но большинство этого не хотят сознательно, и для этого ими управляет элита, направляет их. Одним из сильных механизмов контроля была религия.
Также он немного задел тему контроля патриотическими чувствами (но только чуть-чуть):

Нарциссическое самодовольство собственным идеалом тоже относится к тем силам, которые успешно противодействуют внутри данного культурного региона разрушительным настроениям. Не только привилегированные классы, наслаждающиеся благодеяниями своей культуры, но и угнетенные могут приобщаться к этому удовлетворению, поскольку даруемое идеалом право презирать чужаков вознаграждает их за униженность в своем собственном обществе. Пусть я жалкий, задавленный долгами и воинской повинностью плебей, но зато я римлянин, имею свою долю в общей задаче покорять другие народы и предписывать им законы.

Год за годом человечество отвоевывает от природы частичку нового культурного Себя, год за годом мы движемся вперед.

Ни один человек не обманывается настолько, чтобы верить, будто природа уже теперь покорена; мало кто смеет надеяться, что она в один прекрасный день вполне покорится человеку. Перед нами стихии, как бы насмехающиеся над каждым человеческим усилием, земля, которая дрожит, расседается, хоронит все человеческое и труд человека, вода, которая в своем разгуле все заливает и затопляет, буря, которая все сметает, перед нами болезни, в которых мы лишь совсем недавно опознали нападение других живых существ, наконец, мучительная загадка смерти, против которой до сих пор не найдено никакого снадобья и, наверное, никогда не будет найдено. Природа противостоит нам всей своей мощью, величественная, жестокая, неумолимая, колет нам глаза нашей слабостью и беспомощностью, от которых мы думали, было избавиться посредством своего культурного труда.
[Но] К немногим радующим и возвышающим зрелищам, какие может явить человечество, относятся случаи, когда оно перед лицом стихийного бедствия забывает о своем разброде, о всех внутренних трудностях своей культуры, о вражде и вспоминает о великой общей задаче самосохранения в борьбе против подавляющей мощи природы.


Дальше Фрейд плавно переходит к религии, выводит главную причину ее возникновения - тяжесть жизни. В один день, много лет назад человек задал вопрос: почему я живу? Дать ответ даже сейчас не очень просто, что и говорить о тысячелетиях назад. И вот через некоторое время он нашел хороший ответ, который устроил его эгоизм (для каждой религии свой, но в итоге это, очень часто, вознаграждения за муки на Земле). Религия помогает прожить жизнь не задумываясь.

Бесчисленные множества людей находят в учениях религии свое единственное утешение, лишь благодаря их помощи способны перенести тяготы жизни.

Фрейд взывает к каждому, прислушаться к своему разуму и скинуть гнет религии. Да, это будет тяжело, по себе знаю. Потому что религия, это сладкий яд, и не очень-то хочется от него отказываться. Но если хочешь смотреть дальше, нужно идти дальше. Вспомнились слова К. Циолковского (правда, он это по поводу освоения космоса говорил, но вы поймете, о чем я):

Земля колыбель человечества, но нельзя всю жизнь оставаться в колыбели

Человек не хочет покинуть эгоистическое заблуждение, что он это центр вселенной, и не хочет вереть, что он есть смертен, как та блоха, на собаке. Он хочет жить прекрасной иллюзией, которая мешать увидеть этот мир великого "Ничто", но в то же время не менее великого "Все", которое находится в тени заложенных с раннего детства иллюзий, не только религиозной.

В рамках игры Спаси книгу - напиши рецензию! Тур №39

Спасибо моему другу Диме, который открыл мне эту книгу.

Комментарии


А сами Вы как к религии и вере относитесь?) Если это тактичный вопрос, конечно)


В 7 классе стал убежденным атеистом. Теперь "позитивный атеист", как говорила мой преподаватель философии. Она разделяла атеистов на позитивных и агресивных - тех кто убеждает всех, что Бога нет. Сам таким был, по неопытности. Теперь понял, что если человек хочет питать иллюзию бессмертия - пусть. Кто захочет прожить те несколько мгновений , что ему остались, другой жизнью, сам должен сделать выбор, без давления со стороны.

А вы?)


Хм. Мне кажется, позитивный - это самый настоящий. А агрессивный атеист - это уже не совсем атеист, ибо он уже в какую-то другую веру пытается обратить окружающих))
Хорошая точка зрения.
Я точно не атеист) Верю в высшие силы, крещеная)


А кстати, если не секрет, что повлияло в 7 классе?
Почему-то вспомнился момент из "Войны и мира", когда маленькая Наташа молилась Богу, чтобы пошел снег и тут же выбегала во двор проверить))


Ничего особенного не повлияло) Я всю жизнь к этому шел. Еще в 1 классе, читая Библию, начал задавать щепетильные вопросы своей маме. Помню момент был в Библии, язычник и верующий подготовили костры, и Бог должен был поджечь костер того, кто прав. В итоге в костер христианина полетел фаербол, а меня посетили 2 мысли:
- как Бог мог сделать такое, вопреки законам природы
- я тоже так хочу


Интересно)