Больше рецензий

Gosteva_EA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2015 г. 20:41

3K

5 Под колёсами истории

– Так вот, – внушительно сказал Сталин, – имейте в виду: товарищу Сталину все МОЖНО говорить, товарищу Сталину все НУЖНО говорить, от товарища Сталина ничего НЕЛЬЗЯ скрывать. И еще: от товарища Сталина НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНО СКРЫТЬ. Рано или поздно товарищ Сталин будет знать правду.

Книга не только и не столько о разношерстной молодежи, выбирающей свой жизненный путь, расставляющей приоритеты и балансирующей между совестью и линией партии, книга ещё и о политической верхушке; фигура Сталина - одна из ключевых в романе, перед читателем предстает внутренний монолог вождя, вечное шатание между болезненной уязвленностью, гордыней и самовыпестованным величием, его планы, мотивация поступков, воспоминания детства. Немало написано об образовании Кобы, его взглядах на литературу, его культурных предпочтениях. Интересны рассуждения о товарищах по партии и о том, какие факторы и действия укрепляют власть личностную и политическую, а какие подрывают её. Приводятся истоки управленческой идеологии вождя, его взгляд на тиранию и русский народ:

Еще тогда, в молодости, он понял, что демократия в России – это лишь свобода для развязывания грубых сил. Грубые инстинкты можно подавить только сильной властью, такая власть называется диктатурой. Этого не понимали меньшевики, не знавшие народа, это понимали большевики, знавшие народ. Потому-то русские социал-демократы в большинстве своем пошли за большевиками, нерусские социал-демократы – за меньшевиками. Большевизм – русское явление, меньшевизм – не русское. Из всех крупных грузин только ОН один понимал русский народ и пошел с большевиками.

Часто я задавалась вопросом, насколько сам автор разделяет взгляды своих героев, в том числе одного из главных героев романа - Сталина.

Советская власть стала чудесной лакмусовой бумажкой для всего общества. Так каждого персонажа "Детей Арбата" можно рассматривать не как вымышленную (или частично вымышленную) единицу, но как типаж, отражающий многообразие мотивов и совокупность выборов представителей эпохи. Если "Екатерине Ворониной" мне показалось, что и авторский стиль изложения, и его герои, и происходящие с героями события просты и доступны, то в "Детях Арбата" мне открылся источник этой кажущейся простоты: всевидящий автор умеет очень доступно обрисовать внутренний мир и мотивацию поступков своих персонажей. Это не значит, что они просты, а их духовные внутренности и идеологические воззрения укладываются в несколько строк, это скорее свидетельствует о нелюбви Рыбакова к психологическим недоговоренностям.

Очень полно и убедительно показано развитие арбатских "детей". Так "омудрение" Саши в ссылке, выводы, к которым он приходит, отражают суть человека сталинской эпохи:

Раньше он думал, что в этом мире надо иметь сильные руки и несгибаемую волю, иначе погибнешь, теперь он понял: погибнешь именно с сильными руками и несгибаемой волей, ибо твоя воля столкнется с волей еще более несгибаемой, твои руки с руками еще более сильными – в них власть. Для того чтобы выжить, надо подчиниться чужой воле, чужой силе, оберегаться, приспособляться, жить как заяц, боясь высунуться из-за куста, только такой ценой он сможет сохранить себя физически. Стоит ли так жить?

Кого-то подобная философия либо сломала, либо вогнала в мрачный изворотливый цинизм, а кому-то пришлась вполне по душе, отлично уложилась в уже существующее приспособленческое миропонимание. Весьма плодородная почва для душевной гнильцы: любой завистник мог оклеветать того, кто имел больше, любой не блещущий умом и способностями мог подчинить более талантливого, вся серость, посредственность и мелкота с недоразвитой совестью получила прекрасные способы управления и подчинения себе людей, стоящих на несколько ступеней выше в духовно-нравственном развитии. Лишение человека моральной опоры в собственных суждениях и поступках - это ли не самый действенный способ подчинения личности?..

Из того, что удивило в книге (или скорее в описываемой эпохе): свободные нравы (и оооочень свободные нравы в Сибирских деревнях) и развлечения не особо богатой молодежи (на вполне себе широкую ногу развлечения). Что ж... моё удивление говорит лишь о моей неосведомленности и стереотипной картинке советской эпохи.

Книга прочитана в рамках игр Персона грата и Бесконечное приключение

Комментарии


Картина на обложке шикарная, Пименов "Новая Москва", 1937
Каким-то образом он сумел запечатлеть свежий воздух
И заодно перекликается с обложкой "Ква квы" аксёновской, на которой "Лирическое новоселье" Пименова-же, а в самом романе довольно много про Сталина тоже


"Детей Арбата" регулярно сравнивают с Аксёновской "Московской сагой". Да и вообще... читаешь рецензию на Рыбакова - получи ссылку на Аксёнова.


Мне даже кажется, что Аксёнов в пику Рыбакову написал свою трилогию, но это лишь домыслы, ибо не читал. А массово сравнивать наверное начали после сериалов по ним.


Из сериального посмотрела только несколько первых серий "Детей Арбата". Была неприятно удивлена. Создатели сериалы сэкономили, кажется, на всём, чём только могли. А мне так хотелось поглазеть на материальную культуру эпохи. Люблю я советские интерьеры, быт, весь этот ограниченный уют со всплесками внезапной роскоши.


О да, а я бы сходил на экскурсию в какую-нибудь старую огромную номенклатурную квартиру в московской высотке, лучше всего на Котельнической или в преподавательские корпуса МГУ. Да и вообще, хоть в вестибюль зайти бы разок


Точно!


Не читайте советских газет смотрите современных экранизаций, они в большинстве своем ниже всякой критики :((( Хотя, конечно, бывают приятные исключения.
А за рецензию спасибо. Суть эпохи сталинизма, да и всего советского государства, именно в этом - в выхолащивании личности и истреблении тех, кого выхолостить невозможно...


Всё же у нас есть сериалы, где на воссоздание быта не пожалели денег. Скажем, "Ликвидация". Картинка очень приятная для глаза. Возможно, люди, лучше меня разбирающиеся в эпохе, нашли бы массу несостыковок и ляпов, но моя душенька была довольна отхватить визуальный кусок материальной культуры. Вот и с "Детьми Арбата" я рассчитывала на такой же уровень. Увы(


Режиссёр "Ликвидации" снял шикарный фильм по Трифонову "Долгое прощание", вот там эпоха вовсю, чёрно-белая картинка шикарная, рекомендую, я раз пять смотрел


Вот "Ликвидация" - это как раз одно из тех самых немногих приятных исключений. И дело не только в деньгах, хотя и в них тоже, конечно. В "Ликвидации" прекрасно играют все актеры - от исполнителей главных ролей до совершенно эпизодических персонажей. А еще там замечательная режиссерская и операторская работа. И воссоздали не только быт, но и передали неповторимый колорит одесской речи - та же Светлана Крючкова рассказывала, что она ходила и общалась со старыми одесситками, после чего они вместе со сценаристом изменили текст ее героини больше чем наполовину...

Помню, в одном форуме сравнивали "Ликвидацию" с "Местом встречи..." - все в итоге сошлись на том, что "Место встречи..." лучше, но важен сам факт сравнения. Много ли у нас сейчас снимают фильмов, которые вообще можно поставить рядом с лучшими образцами советского кино?

А "Дети Арбата" - какой-то... картонный, что ли, сериал. Настолько все это бездарно, беспомощно, "на коленке", что меня хватило от силы на полсерии :(((


Когда-нибудь и про нынешнее время, про эпоху Путина, будут говорить что это было время выхолащивания личности и истребления тех, кого выхолостить невозможно. ИМХО. Вы же не жили в то время, и я не жил. Может быть Рыбаков жил? И где? на Арбате? Делать выводи о сути сталинизма из художественного произведения - неприлично!