Больше рецензий

SALNIKOF

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2015 г. 12:07

964

2 Пикантный привкус картона

Как-то раз одна моя знакомая оговорилась и вместо "Маятника Фуко" сказала "Маятник фуфло". Я тогда подумал: а может не так уж она и не права - эта моя знакомая? Что, собственно говоря, представляет собой "Маятник Фуко"? Набор тщательно переработанных энциклопедических статей. ЭКОПЕДИЯ какая-то, а не литература. А где же, я извиняюсь, художественность, а где же - " И образ мира в слове явленный, и творчество, и чудотворство"? Нет никакого чудотворства. А есть бездушный постмодернизм, текстуальная игра, плоские, как картонные силуэты, персонажи. Ни одного живого лица. Ни одного. Замена художественности интертекстуальностью. И всё бы ничего, да вот только далеко не каждый читатель способен прочухать эту самую интертекстуальность. Подавляющее большинство моих знакомых (включая сетевых френдов) восторгаются "Маятником", с удовольствием пересказывают сюжет и обсуждают поведение главных героев, понятия не имея ни о какой интертекстуальности, хотя именно интертекстуальность и является главным героем романа. Что говорить о простом читателе, если даже дипломированный филолог-литературовед и тот хрен разберётся во всех этих реминисценциях и литературных заимствованиях. Но оставим в покое "Маятник". Поговорим лучше о новом романе.

Умберто Эко не сдержал своего обещания и "Пражское кладбище" не стало последним литературным выдохом господина УЭ. На свет появился новый роман мастера "Нулевой номер". Всё как обычно - сенсации, интриги, расследования. На сей раз речь пойдёт о Бенито Муссолини. У этого хитрожопого фашистюги, оказывается, имелся двойник. Глупые партизаны повелись на прикол с подменой и расстреляли подставного Бенито. Тем временем настоящий "полковник" благополучно свалил в Аргентину. В 1970 году совсем уже старенький дуче готовился возглавить военный переворот в Италии, но в самый не подходящий момент двинул кони (помер).

В "Нулевом номере" мастер непривычно скуп на слова - объём книги составляет всего лишь 240 страниц. Похоже, что Эко устал от собственного творчества, ему просто надоело писать. И немудрено, ведь ещё со времён "Маятника" он работает по одной и той же схеме, использует одни и те же литературные приёмы и жанровые наработки. Ну как тут не заскучать?! Заскучал и я, причём уже на пятидесятой странице. Одни давно привычные эковские штампы сменялись другими, а я всё скучал и скучал. Но вот в перебивке между фейковыми статьями о зловещих и могущественных тайных организациях возникла любовная линия и появился женский персонаж – возлюбленная главного героя. И во мне затеплилась искорка надежды: может быть на сей раз автору удастся показать живые лица, живые речи и характеры? А что? А вдруг? Хорошо, что у меня под рукой оказался карандаш и я вовремя закатал губу, иначе обслюнявил бы всю книгу, а она, зараза, дорогая - 600 рублей, жалко.

Каждый день читаю в ЖЖ грустные комментарии поклонников Умберто Эко. Ну что, интеллектуальные мои, разочарованы? Не торт уже Эко? Невкусно? А по мне, так он всегда был таким - с пикантным привкусом картона.

Комментарии


Знаковство с Умберто Эко надо начинать с певой его книги "Имя Розы".


Про губу и карандаш - великолепно! Мои аплодисменты!