Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2015 г. 09:10

589

4

Любопытно, что побудило пана Сапковского начать свою сагу о Ведьмаке в 1983 году? Атмосфера Польши времен Ярузельского? «Последнее желание» - сборник самых первых рассказов, написанных с 1983 по 1993, связанных в одно повествование авторскими вставками (более поздними и существенно отличающимися по стилю и по интонации).

Рассказы производят двойственное впечатление. С одной стороны в них видно как раз то, что так впечатлило меня в Саге о Рейневане – стеб, попрание канонов жанра, грязноватый и грубый юмор. Но вместе с тем еще довольно много пафоса, пафоса того самого разлива, который отпугивает меня от фэнтези. К концу сборника пафос вроде бы начинает растворяться в юморе, посмотрим, что будет дальше.

Уже к середине первого тома автор почувствовал необходимость во втором сквозном персонаже для снижения градуса крутости ГГ. Этот Лютик сразу напомнил мне Поэта из Страстей по Лейбовицу - абсолютно та же функция. Он должен оттенять героя, делать его более рельефным, перетягивая на себя комические эпизоды. И делает он это удачно.

Мир Ведьмака (в первом томе, по крайней мере) притягивает. Эти уловимые, но неконкретные славянские черты (западнославянские, рискну предположить), все эти магические существа – все это выписано качественно. А подтрунивание (постоянное) над бродячими сюжетами сказок вызывает ухмылку.

В книге явно есть потенциал для развития и мира, и персонажа (реализовавшийся, судя по количество далее написанных томов).

Комментарии


Рассказ "Ведьмак" был написан в 1983 ради какого-то конкурса любительских рассказов, он говорил что-то вроде "задолбало, что в фентези и сказках всех драконов и чудищ побеждает тупой деревенский сапожник, захотелось профессионализма"

Вот эти два сборника рассказов первых просто идеально ложатся на образ небольшого сериала, очень странно, что поляки, снимая его в 2001 году, всё перекособочили и половину не сняли


Как, в Польше все еще есть кино?


Ну сериалы-то везде есть, а пока жив Михал Жебровский грех его не снимать в главных ролях. Фатал еррор был ещё в том, что они 13 серий порезали и слепили из них двухчасовую полнометражку для продажи на видеокассетах


Вот прочитаю остальные тома, тогда, пожалуй, посмотрю. Польское кино всегда меня удивляло, что-то вроде "Свадьбы" Вайды, где гости перепились и давай сабельками тыкать в портрет Екатерины II.


У Аксёнова вся продвинутая молодёжь 60-х зачитывалась польскими журналами и называли их строй "народной демократией", чуть ли единственным лучиком западной свободы и культуры в соцлагере. Наверное, Вайда был того же порядка явлением. А после 1968/при Ярузельском видимо закрутили гайки


Строй всех восточноевропейских соцстран назывался у нас "народной демократией", не только в ПНР, Аксенов, надо полагать, просто использует термин-клише. С Вайдой, Кавалеровичем, Кислевским и иже с ними классическая история взаимоотношения власти/искусства. Все их шедевры созданы тогда, в социалистической реальности. Теперь Вайда и Гофман снимают какую-то фигню. А про лучик света и т.д. - это удачный пиар, ей-богу.


Ясно. Кундера в своём первом романе "Шутка" (1967) интересно пишет про Чехословакию того времени. "В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к «Пражской весне»"


Оно не просто есть, но как по мне, ещё и очень даже. :)

В "Ведьмаке" вообще, по-моему, идеальный баланс между пафосом, лирикой, юмором, лихим боевиком и политическими интригами местного мира. "Сага о Рейневане" меня меньше зацепила - так и не дочитала по итогу, хотя в общем хорошая вещь.
А нечисть я бы всё же назвала славянской. По крайней мере параллелей с белорусским фольклором было очень много.


Оно не просто есть, но как по мне, ещё и очень даже. :)

Развейте мой скепсис, пожалуйста. Что бы вы порекомендовали?

А нечисть я бы всё же назвала славянской. По крайней мере параллелей с белорусским фольклором было очень много.

Что-то в "Людзях на балоце" я не припомню мантикор, я просто запамятовал (расценивайте этот как попытку пошутить)?


Ну, я уже вижу, что нежно любимые мной Вайда и Гофман записаны в категорию "снимают какую-то фигню", хотя я бы не назвала фигнёй "Огнём и мечом", "Настасью", "Пана Тадеуша", последнего "Валенсу". Да и у того же Кислёвского мегакрутые "Три цвета" были сняты в 1990-х, после падения социалистического режима. Друзья очень советовали "Камо грядеши" Ежи Кавалеровича, но всё никак не соберусь. Из молодых режиссёров - Войцех Смаржовски.

Странно, положим, ждать мантикор от романа о построении социализма в одной отдельно взятой деревне. Белорусская литература - это ведь не только колхозы и партизаны. Есть, к примеру, "Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических повествованиях" Яна Барщевского (XIX век; кстати, переводилась на русский), есть повести Лукаша Калюги (1920-е), "Дамавикамерон" Адама Глёбуса (1990-е). Ну и я уже не говорю о том, что фольклор отнюдь не обязательно находит 100%-ое отражение в литературе.


"Огнем и мечом" записывал на кассеты с телевизора, в детстве этот фильм произвел впечатление. Но на мой вкус (это очень субъективно) он куда слабее "Потопа", не говоря уж о "До последней капли крови". И "Три цвета меня" совсем не впечатлили. Возможно, дело во мне. За наводку на молодого режиссера спасибо.

По второй части я пытался намекнуть именно на необычность мантикор для славян, не более того.