Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2015 г. 00:09

53

4

Еще недавно я была уверена, что нельзя стать писателем, художником или певцом, потому что вдруг захотелось. Надо обладать определенным талантом, призванием, мастерством. Допустим, последнее можно наработать, ведь даже у самых одаренных людей оно, мастерство, вряд ли возьмется с бухты-барахты. Но талант? Он либо есть, либо его нет. Однако творческий путь к успеху и славе (да еще каким!) как минимум двух людей сводят все мои аксиомы на нет. Речь идет, конечно, о Ван Гоге и о Джеке Лондоне. Оба сделали себя сами, пройдя через нищету, непонимание окружающих и множество других испытаний. Спасибо им, что подарили себя миру. Но сейчас я хочу поделиться впечатлениями от творчества одного из них: Джека Лондона.

«Маленькая хозяйка большого дома» роман, опубликованный в год смерти его создателя. Он, как и многие другие произведения писателя, частично автобиографичен. Только Дик Форрест, главный герой книги, это лучший Лондон: более успешный, более удачливый и вообще сверхчеловек, образ которого Лондон упорно старается высмеять. Однако читатель привык воспринимать героев автора исключительно серьезно. Поэтому в их адрес частенько можно услышать, что они искусственно идеальны и отвратительно правильны. Так и есть. Но Лондон их изображал не из-за «белого расизма», в котором его регулярно обвиняли, напротив, его целью было развенчать саму идею сверхчеловека. Главный герой Лондона почти всегда сильная личность, бросающая вызов аморфному обществу. Конкретно Дик Форрест еще и воплотитель американской мечты. Он, конечно, начинал не с нуля, но Дик идеальный американец-фермер: замечательный хозяин, рисковый и удачливый, справедливый и вдумчивый, щедрый и заботливый. Его любят слуги, работники, друзья, соседи, родственники и, естественно, супруга. А Паола между тем такая женщина, какой хотела бы видеть себя любая: ей почти сорок, при этом выглядит на двадцать с хвостиком, она ловкая, смелая и бесстрашная. Очень похожа на русскую бабу из поговорки. Кроме того, мужики все табелями укладываются при виде ее. Сами. Но любой истории нужен конфликт. В идеальной семье конфликт может быть один: третий лишний. Признаться, я так и не поняла, что нашла Паола в Грэхеме. Писатель и его одаривает превосходными способностями, хотя на фоне Дика он все-таки получился бледноватым. Тем не менее, сердцу не прикажешь. Но даже тут все ведут себя безупречно (не забываем, они сверхчеловеки). Финал тоже получился самым идеальным, что должно было бы уже добить любую благосклонность. На мой взгляд, все получилось удивительно гармонично: идеальные люди в идеальной стране при идеальной жизни сталкиваются с реальными проблемами и… ведут себя идеально. Отличная история, и все-таки в ней есть один-единственный, но значительный минус: она не вызывает сочувствия. Читатель не становится причастным к событиям. Ну в самом деле, где я и где Паола, где Дик и где мой муж ̶м̶о̶й̶ ̶м̶у̶ж̶ ̶в̶ ̶с̶т̶о̶ ̶р̶а̶з̶ ̶л̶у̶ч̶ш̶е̶? Идеальная история так и остается идеальной и, как все идеальное, какой-то бездушной и холодной.

Что бы еще я не прочитала у Джека Лондона, он всегда будет стоять для меня на определенном пьедестале, выделяясь из толпы писателей. На пьедестале упорства, труда и веры в себя. Пусть его проза простовата, развитие сюжета прямолинейно, герои похожи, пусть из-за своих примитивных мыслей и диалогов они иногда кажутся фальшивыми, все равно у них не отнять жизненной подоплеки, опыта самого Лондона, на основе которого и создано большинство его книг. Он особенный и его произведения тоже особенные. А уж с каким знаком эта особенность каждый читатель должен определить для себя сам.

Книжное путешествие (тур 8), Почти Безголовый Ник.