Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

7 сентября 2015 г. 06:19

815

5

Как стану старушкой, убеленной сединами, напишу, пожалуй исследование литературных мистификаций, имевших место в российской словесности XX-XXI в-в (первой половины, вторую не захватить мне). Добросовестное, с тщательным анализом стилистических особенностей рассматриваемых авторов. Сочетающее безупречную академичность с увлекательностью. Читать никто не станет, но то не суть. Важно насытить пространственно-временной континуум ментальной энергией надлежащего качества. А может и прочтет кто.

Будет в нем место многочисленным рукописям, найденным в бутылке, каковым приемом авторы активно и не без изящества пользовались. Мгновенно и навскидку Стругацкие, Битов, Лазарчук. Вроде и не обманывает никого прием и целью не имеет ввести читателя в заблуждение, но для чего-то же нужно было чуть дистанцироваться с самого начала от авторства? И произведения, отданные автором персонажу. Как у Булгакова, Набокова, Пастернака, снова Стругацких и Лазарчука с Успенским. Так или иначе, солидная доля условности в начальном уже посыле, в правилах игры.

Но были куда более изощренные вещи. Как Черубина де Габриак, яркой звездой вспыхнувшая на небосклоне Серебряного века. За фигурой красавицы католички Елизавета Дмитриева и Максимилиан Волошин. Или Василий Шишков с

"последним, чуть зримым сияньем России на фосфорных рифмах последних стихов".

Не только создал Набоков, но и отдал лучшее из своих стихотворений. Посконно-домотканный советский период ничем подобным не вспоминается. Но это от малой образованности моей, уверена. Есть тенденция такого рода литературных игр, значит продолжались и сами они: тщательнее закамуфлированные или в виде писания "в стол".

Но падает, разбившись в пыль идолище совка и снова игры с литературными, хм, ну да, мистификациями. Несколько иного, на сей раз оттенка. Как псевдоним Виктория Платова, использованный издательством Эксмо после ухода Виктории Соломатиной для писаний другого автора, о котором (-рой) и упоминать не стоит. И чрезвычайно стилистически разнородные произведения ведущих-обласканных-зацелованных авторов. И, о да, чего стоит одна только Донцова!

Это долгое вступление к тому сейчас, что Фигль-Мигль - тоже литературная мистификация. Не псевдоним, не-а, псевдоним, это когда Чхартишвили пишет под фамилией Акунин, а потом Брусникин, а потом еще Анна Борисова, но ты, постоянный читатель, с иезуитским восторгом узнаешь его под любой маской и знаешь о реально стоящей за всеми фигуре реально существующего человека. Когда же доводится тебе столкнуться с произведением совершенно доселе незнакомого автора и в прихотливо выплетаемом им стилистическом узоре ловишь отголоски до боли знакомого любимого

"как-будто я встречал, имен еще не зная, вас где-то там, тогда..."


И ни-че-го толком сказать не можешь, да и какое право у тебя? Ишь, какая еще сыскалась! Будет она в писаниях одного стилистические хвосты другого прозревать! Мало ли кто на кого повлиять может. В постмодернистском, чать, мире живем, все пронизано тенденциями и ничего нового изобресть не можно. Да оно понятно, я разве чего говорю против. Только мы еще и в мире, где информация прилетает по одному клику мышкой, где о любом васе пупкине, буде заинтересуешься, поисковик выдаст тебе, да хоть странички в сетях. Только вот нет о Екатерине Чеботаревой ничего. Не-ту-ти и все тут.

Ну что ж поделаешь, шатенка в темных очках пожелала сберечь инкогнито, ее право. Я просто хочу сказать: спасибо за неделю изысканного наслаждения, каким стала эта книга. Да, можно было и за вечер проглотить, но это значило бы уже и расстаться. Лучше так, по ложечке. Все персонажи хороши необычайно (хотя любимый Корней, чивоуштам, нет не снобствующая дура умница Принцесса, таких видали мы, да вот хоть в зеркале каждый день). С каждым плотно ассоциируешь себя, когда нить повествования переходит к нему: агент Мирового Зла - отлично; кинокритик - еще лучше; шизофреник - почему нет; наркоман - ах, все, написанное от лица И-Гриеги, моя большая любовь!

Сюжет, за отсутствие которого Фигля ругают, почем зря. Ну вы что, ребята, это ж высшая степень виртуозности - свести столько линий, чтобы читатель догадывался о взаимосвязях персонажей, оставив позади едва шестую часть книги. Ну да, тебя бросают тут, как вытащенного на берег дедом Мазаем Муму (не все ж только Герасиму на пути несчастным собачкам встречаться). Но как по мне, этот вариант все лучше, чем потонуть в мутной ледяной воде. Ты живешь дальше, а они, живые, в каком-то крохотном краешке тебя. Дивная книга.

Комментарии


Мир скукожась в ожиданье
Ждет великого труда
Всё о мистике писанья
Анонимного бреда


Чего это вы бредОм обзываетесь? Дивная-дивная книга!


мир все ждет и не дождется,
почему ж во цвете глав
фигли-мигли там трясется
может это Цой неправ?

Ты так любишь эти фильмы


Ну, двоих, к кому отношусь с большой нежностью несмотря на перманентные тычки, пинки и подзатыльники, опосредованно через мою писанину вдохновила Фигль на поэзию.
Есс!


Тем еще более грустно


Ни-че-го подобного. Это не грустно, это хорошо.
Хорошо, что есть такие книги. И что есть тот, кто их пишет. Хорошо, что есть, кто знает в этом толк. И что есть, с кем поговорить..
А то, что лучшее - не для всех, то давно известно. Так ведь и чтение не для всех, нет?


Индивидуализм еще Оскар Уайльд прославил как искусство. Речь не об искусстве и не о лучшем. А о посредственных стишках, для которых не нужно вдохновения


Вот вы умный-умный, а дурак, Анатолий. Я ж вам и любезному моему сердцу второму комментатору и не прочу нобеля за вирши. Больше того, подозреваю, что ни один из вас не читал книги, о которой идет речь.
Но может когда почитаете, как будет у вас свободное время.


Упаси боже, нам, дуракам, читать подобное говно


Не читал, но осуждаю?

Я Ленина не видела, но я его люблю?

Любимая примитивная фраза пыжущихся див. очень предсказуемая


Хорошо, до кучи уж и вторую любимую. Примитивную. Пыжащихся. Див:

Я романа не читал, но осуждаю

Давайте, сравните это с Пастернаком, а я посмеюсь


отчего нет, вы ведь, сколько понимаю, и к "Живаго" не то, чтобы очень?
А то давайте, очень люблю этот роман, трижды читала.

И это очень достойная литература, уверяю вас. Я понимаю толк.


Можно любить и не любить Пастернака – сие личное дело каждого. Но сравнивать его с фиглимиглями удел идиотов. Но флаг вам в руки


А вы присвоили себе эксклюзивное право определять, что с чем можно сравнивать, а что с чем нельзя?
Открою вам страшную тайну: ВСЁ можно сравнивать со ВСЕМ.
С одной оговоркой - когда имеешь вразумительное представление о предметах, которые собираешься подвергнуть сравнительному анализу.


это не ваш случай


Отчего же, я знаю, о чем говорю.


Для меня по ложечке - это уже навсегда рыбий жир. Сижу мужественно распахнув пасть, убеждаю себя, что получится, ложечка в руке мамы или бабушки неотвратимо приближается. Мозг лихорадочно высчитывает: может лучше истерику или поперхнуться...

А вот если читать по чуть, то для меня это Моэм. Он, Вы не поверите, вне литературных мистификаций.
Оттого при первом чтении захватывает дух, при перечитывании сносит крышу. Или наоборот)))

Я про Моэма не чтоб похвастаться, просто удивительно для себя рационально-неверующей нашла книжку, в которой звучит каждая страница.
Трепет листа вот по чуть читаю.


Не цепляйтесь к словам. По чуть-чуть, по ложечке, смысл один.
Советуете Моэма? Почитаю. Я его слишком рано взяла, очевидно. Только и помню теперь фабулу Театра.


Меня удивило, что концовка фильма Узорный (шелковый) покров и книги чуть разные, но оба превосходны. Отдать предпочтения тому или иному финалу не смогла. Кстати, к вопросу о фильмах)

А Трепет листа (авторский сборник) просто по душе пришелся.


Постойте, не очень помню концовку фильма. Она идет прогуляться в вещах своей экономки, чтобы проверить, действенны ли еще женские чары и единственный мужик, который клеится - опознавший, что желает взять автограф для жены, большой поклонницы Джулии, так?
А в книге она едет в поезде и донжуанистый попутчик, смекнув. что дело к интиму, переживает, как бы не наложила слишком толстый слой ночного крема на лицо?
Лет 13 было, не помню.


Я ж про книгу Узорный покров и фильм Шелковая вуаль)


Фильм не читала, книгу не смотрела.
Но вроде бы Трепет листа время нам диктует. Я совсем запуталась.


Устала писать и быстренько свернула повествование. А могла бы быть хорошая книга.


Книга хорошая. Невзирая.