Больше рецензий

Покусаева Мария (Turnezolle)

Эксперт

Критик с дивана маминого

6 сентября 2015 г. 22:25

10K

2 Пить - плохо, по возможности избегайте этого

Начиналось все замечательно.
Не то, чтобы полнейшее попадание в самое сердце и на полочку к любимым, но весьма бодро и увлекательно.
Представьте себе, что вы - разведенная алкоголичка, склонная к драматизации любых жизненных явлений. Каждый день вы проезжаете на электричке мимо района, с которыми у вас были связаны мечты об идеальной жизни (вам нравится сдирать корочку с почти зажившей болячки), и каждый раз в окно поезда вы видите пару, которая кажется вам воплощением этой самой идеальной жизни. Вы даете им идеальные имена. Вы погружаетесь в бред эскапизма, придумывая про них идеальные истории (потому что у вас такого в жизни больше не будет, вы на социальном дне, обессиленная и жалкая). Эта пара и те кусочки их быта, которые вы замечаете, становятся вашим лекарством от отчаяния (наравне с баночкой джина-с-тоником, ага). А потом однажды вы наблюдаете, как эта белобрысая стерва, которую вы считали идеальной, правильно женой (куда лучше вас!), целуется с каким-то непонятных хмырем?!
Полная праведного гнева и детской обиды вы этим же вечером в очередной раз напиваетесь в стельку.
А на следующий день узнаете, что женщина, которую зовут не Джесс, а Меган, и у которой не такие тонкие черты лица, как вам казалось, исчезла при невыясненных обстоятельствах.
Ведомая чувством вины (потому что вы ничерта не помните из того вечера), все тем же желанием драматизировать жизненные явления, а еще свойственным всем несчастным женщинам желанием причастности, вы отправляетесь в полицейский участок, чтобы что-то рассказать. Вас не слушают. Вы - ненадежный свидетель, потому что
а) вы - всего лишь девушка из поезда
б) половину книги вы пьяны вдрабадан.
Но желание быть причастной, прикоснуться в этой идеальной жизни, почувствовать свою нужность другому человеку жрет вас изнутри, и даже крепкий алкоголь не в состоянии убить эту заразу. Вы вмешиваетесь в следствие на каждом шагу, все более его запутывая.
Кроме того, вы доводите до истерики новую жену своего бывшего мужа, потому что каждый раз, когда вы добираетесь до алкоголя, у вас свистит губа и вы начинаете звонить, кому не надо. Вы пьяны, напоминаю, примерно три четверти книги.
Мне кажется, что такая завязка - это завязка потенциально сильной истории, которая могла бы иметь несколько весьма интересных вариантов развития событий (в том числе - тот, который читатель в итоге получает). Жалкая, толстая, постоянно пьяная Рейчел со всеми ее тараканами - это и комичный, и трагичный персонаж. Этакая Бриджит Джонс, только в другом жанре. Персонаж, из которого можно было бы выжать очень многое, в том числе - читательское сочувствие.
Книга написана очень простым языком - почти как пресловутые "Пятьдесят оттенков", только без няшки Грея. Фигня война, не за стилистическими изысками я сюда пришла, а за остросюжетным триллером, как заявлено. Простой язык даже в плюс - книжка к тому же динамичная, поэтому неплохо шла в качестве разгрузки мозга между чтением учебников.
Проблема была в другом. У Полы Хокинс, как мне показалось, мало литературного и жизненного опыта. Она взялась описывать вещи, в которых разбирается на том же уровне, на котором Рейчел разбирается в мужчинах и жизни вообще (ага, и на котором Эрика Джеймс разбирается в БДСМ, да). И если первая половина книги прошла на ура, то потом мне начало изрядно подпекать снизу, потому что интересная, мощная история скатывалась во что-то невнятное.
Поехали.
Во-первых, Хокинс не может в мотивации. Просто не может. Ей хочется заставить персонажей двигаться в том направлении, в котором она запланировала сюжет - окей, мы не будем прописывать их мотивы, мы просто решим, что играем в Симс или нечто подобное, и легким движением руки отправим героев делать то, что нужно. И пофиг, что они будут казаться последними имбецилами. Это же нужно для сюжета! Иногда таким гротескные действия персонажей находят в конце весьма внятное объяснение - это не тот случай. Концовка лично для меня еще более запутала некоторые характеры, аж рука ко лбу прилипла.
Во-вторых, что следует из "во-первых", многие второстепенные герои у Хокинс получились ну совсем картонными, с парой-тройкой типовых реплик, соответствующих в воображении автора тем социальным ролям, которые эти персонажи исполняли. И, на мой взгляд, конечно, некоторым героям (тому же психотерапевту) было уделено куда меньше внимания, чем надо было бы.
В-третьих (следует из двух первых пунктов), Хокинс не умеет в детали. Вообще. Она не умеет в детали и в, скажем, символику. То есть, чтобы показать крайнюю степень бреда, в который погужается пьяная в стельку Рейчел, автор заставляет героиню звонить бывшему. То есть, я понимаю, что это такая привычка у героини, окей. И по началу это здорово работало - фигню творит Рейчел, а стыдно мне, полная солидарность и сочувствие, книга получает от меня долю моих эмоций и переживаний, эффект погружения достигнут. Но постепенно это начало утомлять. Кроме того, серьезно, есть и другие способы показать крайнюю степень стыда и беспомощности героини, кроме как из раза в раз заставлять ее звонить бывшему и на утро жалеть об этом. Это лишь один из примеров, заставивших меня усомниться в том, что автор обладает достаточными знаниями и наблюдательностью. Мне показалось (как и в случае с той же Джеймс, прастихосспаде, очень уж много параллелей с ней), что Хокинс просто выплеснула на бумагу все стереотипные представления о тех явлениях, которые взяла описывать. Окей, гугл, ассортимент ближайшего сексшопа, ой, то есть - признаки того, что вы - алкоголик? Окей, гугл, творческие личности склонны к промискуитету?
В-четвертых, боль. Концовка. Нет, она вполне вписывается в логику сюжета, но чтобы она в эту логику вписалась, нужно было пару раз во второй половине книги сыграть на рояле, торчащем из кустов. Обидно. Честно говоря, это можно было свалить на обиду в духе "у меня в голове была совершенно другая схема, автор меня обманул!", но правда - если бы не эти самые камерные фортепианные концерты на свежем воздухе, то итог был бы ну совсем притянут за уши.
В-пятых, бабопроблемы. Окей, это субъективно, я - не целевая аудитория книги, признаю. Потому что на определенном этапе меня начало раздражать нытье героини на тему детей, да и женский вопрос в этой книге вообще. На мгновение мне показалось, что целевая аудитория - это примерно та группа, к которой относится Рейчел, замученные жизнью женщины, склонные к эскапизму и остро переживающие свое несоответствие социальным идеалам женственности. Нет, сейчас я так не считаю, но на минуту показалось.
В-шестых. Анна. Нельзя быть такой глупой, даже если ты по сюжету - типичная блондинка, которой к тому же гормоны после беременности слегка сносят крышу на тему заботы о своем ребенке. Просто нельзя. Я решила, что Анна - помешанная, просто автор забыл это прописать в тексте. Хотя, наверное, покупками платишек от Максмары и общением с подруженьками автор хотел показать, что Анна - просто дурочка. Но нет, не верю.
И если в начале книжка шла на уверенную четверочку, потом она скатилась до троечки, а концовка убила во мне веру в человечество. Как концовка второй книги про Кристиана, простите за параллели и фейспалм.
Справедливости ради отмечу, что хорошее в этой книге есть - и немало.
Во-первых, она динамичная и простая, ее правда круто читать в метро и перед сном. Хорошего уровня жвачка для читателя, интересная и захватывающая по началу (потом в моем случае меня держало желание узнать, чем же все дело закончится).
Во-вторых, мне понравилось, как менялась героиня и как ее мозги вставали на место.
В-третьих, поезда. Их много и любовь к поездкам на электричках чувствуется.
Наверное, именно из-за этого резонанса со стуком колес по рельсам я чувствую досаду от того, что я получила в конце.

Комментарии


Расстроилась, что после такого пиара книга разочаровала. А жаль - довольно интересная и правда была вначале ...


Согласна с рецензией, идея хорошая, но с середины интрига теряется, ясно кто убил и почему. Но для чтения в метро пойдет))


возможно, потому что слишком мало героев в книге


Тоже сейчас ее читаю. Пока не могу сказать как мне, только начала.


Странно, но мне показалось, что именно поездов там очень мало и никакой любви к ним нет.


Не могу понять язык рецензента, что значит "автор не может в детали"? Не наезд ,просто понять не могу. А книжонку жалко. Расписывают её, распиаривают, а в итоге...


так сейчас говорят) если человек, например, не понимает юмор, то он "не может в юмор". и по аналогии - не умеет автор прописывать детали ==> не может в детали)


Вчера закончила читать. Не поняла восторгов по поводу этой книги. Согласна с автором этой рецензии полностью. И лично мне уже в середине было понятно, чем она закончится, и кто там главный "злодей".


Здравствуйте. В который раз читаю,что с середины книги было понятно,кто главный злодей.Просто интересно,а как Вы догадались? Я как тп почти до конца не могла угадать убивца,хотя частенько мне удается и в книгах и в фильмах разоблачать злодеев.
Заранее спасибо)


я не знаю, как вам ответить без спойлеров - вдруг кому на глаза попадётся, кто ещё только думает прочитать книгу...


Читаю отзывы и радуюсь, что "это не только я", что у всех так: казалось очень обещающе, а потом...
Решила откомментировать именно этот отзыв т.к.: "на определенном этапе меня начало раздражать нытье героини на тему детей, да и женский вопрос в этой книге вообще" ДА! ДА! ДА! и "Я решила, что Анна - помешанная, просто автор забыл это прописать в тексте." ещё раз троекратное ДА!
Я вот пока читала, всё держала в голове тест Бехдель. Сначала всё так многообещающе казалось: автор женщина, все главные персонажи - тоже. Персонаж Рейчел развивается, всякое разное она рассказывает, с соседкой по дому в основном обсуждает алкоголизм (не мужчин)... а потом вот просто всё сошло на нет.
Рейчел помешана на трёх мужиках в разной степени и в разном смысле, но тем не менее. И на соплях о детях.
Анна ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО помешана на Томе.. и Рейчел, в общем-то в той же степени, что и Рейчел на них, а то и больше.
История и персонаж Меган тоже зациклены исклюительно на мужчинах и немного на детях.
Убийца очевиден, ещё страниц сто книги осталось, о боже от чего же всё так медленно? Убийца разоблачён и confronted, ещё страниц 50 осталось, о боже от чего всё так медленно?
Все истерички, все решения не понянто как принимаются, рояль в кустах, роялем в глаз.
Ох, Остапа понесло :) Но уж просто разочаровалась очень...


Согласна, уже после того как выяснилось, что Меган была нянькой дочери бывшего мужа Рейчел. Ну а Рейчел, конечно, не вызывала никаких чувств кроме желания дать ей пинок под зад. Ну так скатится, это уж совсем...

"Книга, ставшая бестселлером The New York Times, продержавшаяся на первом месте 14 недель. " Кто-нибудь может мне объяснить как так получилось, что эта книга стала бестселлером? Или это я чего то не понимаю?
Просто мое мнение, что этой книгой можно только костры разжигать..ну или в ботиночки складывать, чтобы они в шкафах не теряли формы...


> чтобы показать крайнюю степень бреда, в который погужается пьяная в стельку Рейчел, автор заставляет героиню звонить бывшему

Этот бывший ей увлеченно перезванивал на следующий день, чтобы устыдить и потешить своё самолюбие. Ещё бы она ему не названивала ) Вот если бы он её просто слал к чертям, то, действительно, в какой-то момент её упорство стало бы выглядеть откровенно неубедительно. Даже на самом дне невозможно бесконечно биться головой в одну точку. А тут ей постоянно подсыпают вкусного корма, так что можно продолжать весело стучаться о стекло аквариума.