Больше рецензий

bezkonechno

Эксперт

посягаю на книжные просторы :)

6 сентября 2015 г. 03:19

425

4 Реальный киногерой, «Неприкасаемый»: мошенник, жулик, вор… и сиделка?..

«Я был чужим для всего мира, свободным как ветер и никому не подчинялся – да никто и не пытался подчинить меня себе..»

Говорят, что к людям с дополнительными потребностями чувствуют в основном жалость (в тандеме еще с каким-то чувством). С такими ответами лично я чаще всего сталкивалась. Сама ощущаю к Филиппу совсем не жалость! В его жизни столько силы! Настоящей! Силы существовать, силы жить, силы улыбаться, силы... Поэтому для меня книга (как перед этим и фильм) стала источником силы. Неимоверной силы. Не жалость я чувствую, а силу этого человека. Это такое наполняющее чувство. Живящее. Но нельзя забывать, что, помимо внутренней силы, у Филиппа рядом был Другой. Абдель Селлу был катализатором, был для тетраплегика той свободой, которой лишился, но вместе с тем и зоной риска, даруя Филиппу жизнь, которой мало кто живет в его положении и, собственной взбалмошностью не оставляя выбора. Видя киношного прототипа Абделя – развязного, необразованного, черезмерно свободного, как ветер, мы не знаем даже половины его жизни до встречи с тем, кто назывался незнакомым и странным словом «тетраплегик».

«Мои любимые герои выпутывались из любых передряг. Терминатор получал удары, но не сдавался. Рембо был непобедим. Джеймса Бонда не брали пули. Чарльз Бронсон едва морщился, если в него попадали. Но я брал пример даже не с них. Жизнь казалась мне мультфильмом, где падаешь со скалы, расплющиваешься в блин и потом бегаешь, как ни в чем не бывало.»

Дальше...

Абдель Селлу — этакий киношный супермен с криминальным отливом. Свободный, как ветер, он проживал жизнь, не имея рамок, что четко осознавал. Он не стремился жить иначе, его манили кражи и короткие пребывания в полицейских участках, из которых он лихо выбирался. Ничем конкретным не занимаясь, Абдель мог одеваться в дорогих бутиках, открывая двери служебных входов, сбывать технику, только что вырванную из рук туристов… Такова была высшая степень свободы, по мнению этого парня. Абделю льстило то, что никто, ни одна душа в мире, ему не указ. Перекочевав из бедной алжирской семьи (где отдавать детей более обеспеченным родственникам в порядке вещей) во Францию, Абдель Селлу понял, что алжирская свободная привычная жизнь — не проблема даже на подмостках Парижа: эта страна очень даже лояльна к нарушителям общественного порядка, а тюрьма — похожа на курорт; тогда как новые родители не сумели дать проблемному подростку должного воспитания. Как посмотреть, но для Селлу заключение стало интересным опытом, приключением, из которого он сделал совсем не те выводы.
Кто знает, может быть, это внутренняя своеобразная свобода или хорошие условия французских тюрем сыграли свою шутку, но однажды Абдель Селлу приходит за очередным "откупом" — документом о работе — лишь бы отстали и подарили парню несколько бесконтрольных дней. Приходит он не абы куда, а в один из самых "крутых" домов города. Лишь подумать, сколько там можно найти более привычного труда карманника, а он заходит как гость и таскается с бумажками! И вот тут пора бы удивиться, потому что история экранизирована, но не киношная по своей сути — самая настоящая! Только лучшие сценаристы могли прописать эту историю! Чтобы столь разные люди нашли друг друга и подружились?! Да никогда в жизни! По сути и та, и другая судьба — два до крайности специфичных характера, которые достаточно закрыты. Как же надо изменить и измениться, чтобы стать лучшими друзьями? Мне даже сейчас трудно представить, как сходятся такие люди. Иногда разность — то, что объединяет, иногда разность — лишь на поверхности.

«Тут дело в другом: я не соответствую картинке, которую он видит. Я вполне доволен своей судьбой. Я понял, что никогда не смогу иметь все, и отказался от попыток иметь большe»

«Этот, кажется, тоже не боится. Он уже все потерял. Он еще многое может себе позволить, кроме главного. Кроме свободы.»

На самом деле, это двое людей, которые никак не могли друг без друга и которые дополняли. Филипп очертил для Абделя границы свободы, которые всё же должны быть у каждого человека, Абдель стал для Филиппа свободой => мужчины сделали все зависящие от них, чтобы в конечном итоге помочь обрести свободу.

«Отвращения я не чувствую. Мы все устроены одинаково. Но на то, чтобы понять, что такое его боль, мне потребовалось время.»

Они оба стали свободными и физически, и духовно. Они обрели главное — способность эмпатировать и изменяться. Не оставаться бездушным — это когда ни с того ни с сего начинает волновать судьба твоего работодателя, ощущения тетраплегика, его будни… когда вместе с отчаянием обнаруживаешь, что колясочник может испытывать недюжинную жажду к жизни. Это когда ты «расплющиваешься в блин» ради радости человека, к которому пришел ради наживы. Вы знаете, как эволюционировать от легкомысленного человека, не знающего, что такое «тетраплегик» до того, кто однажды, так же по незнанию, скажет спасительное слово, смотря на парализованного со своей колокольни?

«К счастью, я был молод и нетерпелив. К счастью, я ничего не понимал. И я сказал «хватит».

Так не смог бы сделать никто, кроме развязного алжирца Абделя Селлу — очень доброго по своей сути и очень смелого человека. Автора книги-исповеди, которая слила в одну две жизни, что переделены четкой пунктирной линии. Просто потому что…

«И я снова повторю те слова, которые объясняют необъяснимое: мы ведь все-таки не собаки»



Я обожаю фильм "1+1", книга по сравнению с ним, к сожалению, выступает некой брошюрой, НО в книге есть пронзительные слова человека, который честно изменился. И эти перемены в самой сути слов. Великие слова. Помните, что всякое благотворительное действие, всякая помощь, способны вызвать в человеке безграничную благодарность. Следующих реплик мне теперь всегда будет не хватать в шедевральном фильме:

«Мне просто повезло чуть больше, чем множеству слепых, которые не прозрели, пока не посмотрели «Неприкасаемых».

«Мне бы не понравилось, если бы меня стали узнавать на улицах и просить автографы. И это отнюдь не из-за скромности, у меня ее нет. Просто я ничего не сделал, чтобы заслужить восхищение незнакомых людей. Я толкал кресло, пытался облегчить жизнь человеку, чьи страдания были невыносимы, оставался рядом с ним на протяжении нескольких трудных лет.»

«И при этом я так мало сделал для Филиппа – гораздо меньше, чем он для меня.»

…а ведь всегда кажется наоборот. Не будьте слепы к себе, к другим и помните, что всяческая помощь взаимна: помогают не только вам, но и вы. Даже если этого не осознаете. Чаще всего не знаешь, в какой момент меняешь чью-то жизнь к лучшему.

И снова спасибо Fari22 за рецензию-напоминание и за фотографии, на них я впервые увидела героев без прикрас. И всё же, я считаю, киношного Дрисса очаровашкой, хотя он — куда более привычный и менее колоритный образ, нежели невысокий полный алжирец Абдель Селлу. Тебе как кажется?

Комментарии


Интересная книга, а если смотреть вместе с фильмом то становиться ещё более интересно


Согласна)


Я фильм уже раз пять смотрела и еще буду много раз смотреть) может быть, когда и с книжкой посмотрю. Но безусловно теперь для меня книга и фильм - одно дополняющее целое.


Я рада, что тебе понравилась книга)) И согласна с тобой, что киношный Дрисс очарователен. В нем есть изюминка, харизматичен. В него невозможно не влюбится. Один из тех фильмов, которые я готова пересматривать нова и снова.

Что книга, что фильм несут огромный посыл: "не сдаваться!". И после них действительно веришь, что все будет хорошо. А их дружба настоящая


Да, это точно! А с книгой иначе не могло быть:₽
Это да, в дружбу сразу верится!)