Больше рецензий

4 сентября 2015 г. 11:59

970

2.5

Купилась на аннотацию. Точнее, на тот факт, что Лев Федотов — друган детства Юрия Трифонова, которого я нежно люблю и обожаю. И вроде как Трифонов вместе со всеми остальными считал его гением (не чистой красоты, а так). Отсюда и аннотация: гений, пророк, кококо.

Почему из него раздувают пророка? Из-за пары строчек о том, что он до начала Великой Отечественной войны написал в дневничке о том, что думает, будто начнётся в конце июня-начале июля и немцы постараются завершить её быстренько, до начала зимы, памятуя о плачевном опыте французов в этом плане. Не могу сказать, что это такое супер-пупер-пророческое предсказание. В конце концов, это могла быть просто случайная загадка, ведь иными пророчествами он не отличился. Все же остальные его политические записи не выдерживают никакой критики - это пересказ громких агиток того времени о том, что финнов шапками закидаем, да кто они против советского медведя, ну и прочее в том же духе из листовок и сводок радиовещания.

Дневники читать я люблю. Конечно, не все подряд, но связанные с чем-то или кем-то значимым. Именно из дневников, а не из исторической литературы, можно узнать потерянные бытовые мелочи, которые иногда могут сказать об эпохе или об личности больше, чем огромные тома документальной прозы. Но вот как не понравился мне в своё время дневник Анны Франк, так огорчил и дневник "советского гения".

Начнём с того, что Федотов-то на гения никак не тянет. Обычный самодовольный подросток, учится плохо, с памятью так себе, со способностью к наукам так себе, рисует чуть выше среднего (в книге прилагаются его рисунки), музыкальные способности по его же утверждению у него тоже невыдающиеся. Единственное что, он может запоминать довольно много музыки "во втором регистре" сознания. Ну так это ни фига не гениальность. Я тоже могу запомнить на слух музыкальное произведение, допустим, в час (больше не пробовала и даже не слушала, если честно, я не любитель опер). Но при этом я не устраиваю цирк, бегая по всем знакомым со словами: "А вы знаете, ЧТО я могу?!" и не рассказываю, какой я гениальный и офигенный человечек. Мне кажется, что вообще многие хорошо запоминают музыку и потом проигрывают её в голове, ничего сверхъестественного здесь нет. Федотов же упорно и напоказ корчит из себя гениальную личность.

Тут мы подходим ко второй проблеме дневничка. Он ненастоящий. В смысле - Федотов является слишком уж ненадёжным рассказчиком, говоря о себе, великом. Тем более, что дневник он ведёт не для себя, а для читателей, которых он представляет в далёком будущем. В моём представлении - он решил, что будет великим, а всю эту ерунду записывает для потомков, чтобы они потом копались и восклицали: "Ах, он уже с детства был отмечен печатью необыкновенности!" Отсюда и его многочисленные ремарки и обращения к читателю дневника ("Как вы помните", "это моя сестра, если вы забыли", "читатель знает, что это..."), отсюда его глупейшие отметки про себя со стороны. Вроде: "Убедительно сказал я, сурово сжав губы" или "С лукавой хитрецой на лице отметил я". Откуда ты можешь знать, что твои губы сжаты именно сурово, а на лице именно лукавая хитреца? Может быть, ты на самом деле скорчил физиономию, как куриная попка? Вот и нет к нему веры, мне кажется, что он слишком много подправляет реальности и событий в угоду его выдуманному образу.

За всем этим - обыкновенный среднестатистический пацан с острым кризисом оригинальности. Особенно это заметно, когда его кто-то шпыняет по поводу девушек - темы, которой он старательно избегает на протяжении всего дневника. Тогда он разражается многостраничной тирадой с тщательно продуманным каждым словом о равноправии полов. Думаю, что если бы он в действительности произносил такой огромный монолог, то его несчастный собеседник бы заснул где-то на первой трети.

Из ещё примечательного осталось то, что помимо продуманных фраз-афоризмов, пророчеств и прочего пафоса вокруг себя Федотов умудряется записывать абсолютно ничего не значащие диалоги, но зачем-то с большой точностью и постоянно об этом упоминая. Диалоги на уровне: привет, как дела, пойдешь в школу, да пойду, и я пойду, ну пока, завтра увидимся. (Сразу вспомнились уроки английского, лёрн зыс дайалог бай харт.) Зачем это? Неужели он искренне верит, что это важно для его будущего биографа, о котором он так заботится? Забота эта иногда достаёт даже меня. "Очень важно, какие слова мы скажем, войдя в подземелье" - вещает Лев. - "Я их обязательно запишу в дневник!" Да и вообще он изрядно утомил своим навязчивым рекламированием собственного дневничка и писательского таланта. Если бы я играла в drinking game и хлопала рюмашку коньяка каждый раз, как он в дневнике читает кому-то из него главы или упоминает, как их хвалили, или рассказывает, как он будет их читать - я бы заработала цирроз.

И всё таки я докинула звёздочек этому нарочитому, пафосному и самодовольному дневничку, не выполняющему все те обещания, что насовала аннотация. За что? За главы про Санкт-Петербург, которых, кстати, изрядное количество. Товарищ Лев Федотов приехал в Ленинград и бродил по его улочкам, восторгался Исаакием и так искренне и подробно описывал свою любовь к городу, что я простила ему весь его юношеский максимализм. Описывать он всё-таки умеет (хотя в целом по дневнику море разливанное ошибок, при том, что он стебётся над другими по поводу их безграмотности). К тому же, он так знакомо любит Петербург нежной любовью приехавшего, которая недоступна коренным ленинградцам, каждый день проходящими мимо Казанского собора за картошкой, а этот Эрмитаж оскомину набил ещё в школе.

Главы про начало войны, если вырезать из них все официальные копипасты, будут хоть и скудны на информацию, но тоже выразительны. Федотов очень хорошо описал, что он не мог испугаться, потому что чувствовал какую-то нереальность происходящего ужаса. Как это понятно! Будь весь дневник написан так же искренне и честно, как эти строки и главы про Петербург, то я действительно признала бы его неплохим литературным произведением, чего так рьяно и добивался Федотов. Пока же это лишь малая часть и совершенно непонятно, к чему публикация этого всего под столь громкими заголовками. Федотов советским гением не был, не был он и хорошим дневниковедом и очевидцем. Не потому что он фу-фу-фу школьник, а потому что не успел, была бы у него ещё пара лет, и он перерос бы эту типичную придурь и развил бы в себе литературный слог, задатки которого у него весьма неплохие.

Комментарии


На словах ты Лев Федотов, а на деле куриная попка.
Тоже прикупил из-за Трифонова. Погружение в эпоху, надеюсь, будет нормальное


Трифонова трудно переплюнуть в погружениях, будь ты хоть куриной попкой, хоть советским школьным гением.
Я недавно слышала, что он у кого-то есть в школьных программах и обзавидовалась, у меня ничиво такого не было.


Но ведь Трифонов же рефлексирующий депрессивный интелихент, нельзя такое школьникам! Они сразу сопьются


Так вроде в 11-м классе. Там уже и так все хронические.


Хотя "Долгое прощание" можно впихнуть в последних классах, да


"Мы не знаем, закусывали они или нет".


У них была духовная пища :)
Даже анекдот ввернули в статью :)


Спасибо.
Вычеркиваем.


О, наконец-то, я уже несколько дней с нетерпением ждала отзыва на книгу, потому как тема меня сильно заинтересовала. Люблю живые дневники, написанные вот_прям_щас, за несомое ими дыхание эпохи. Но, с другой стороны, почитав в википедии по диагонали про этого школьника, не сильно впечатлилась. Бла-бла-бла, любил музыку, рисовал, увлекался тем и этим, писал романы в толстых тетрадках. И чо? Поглощать пачками чужие знания на самом деле особого ума не надо, ну а плоды-то где? Что-то не вижу у кого бы то ни было на книжных полках заветных томиков. Ну а предсказания вообще курам на смех.


Прогноз высадки американцев в 1969 году на внеземной объект. 27 декабря 1940 года.

Сегодня мы снова собрались после уроков в комсомольской комнатушке, и, пока я делал заголовок II номера газеты, Сухарева написала краткий текст I. Возились мы часов до пяти. Азаров что-то священнодействовал у стола, а Борька бездельничал и воодушевлял нас стихами.

— Мы здесь такую волынку накрутили, — сказал я, рассматривая 1-ю газету, — что с таким же успехом могли бы обещать ребятам организованного нами полета на Марс к Новому году!

— Вот-вот! Именно! — согласился Азаров, — ты прав! Мы именно «накрутили»!

— А чем плохая мысль? — сказал Борька, — если бы осталось место, мы могли бы и об этом написать…

— …Только потом добавить, — продолжал я, — что ввиду отсутствия эстакад и гремучего пороха этот полет отменяется и ожидается в 1969 году в Америке!

Вааааааууууу!..

Подобные предположения каждый выдает не единожды за всю свою жизнь, просто никто не удосуживается всю эту чушь не то что записывать, но даже запоминать. А не то б мы тут все в пророки заделались. Ну а уж толкованием туманных фраз человечество занималось с незапамятных времен, задним числом любой наркоманский бред можно подогнать под самое колдунское из всех колдунских предреченией.

В общем, меня раздражала именно вся эта аура гениальности на пустом месте. И, как оказалось, не спроста.


Могу еще один пример подобной юношеской гениальности привести, там еще наложено все на быт (точнее, его отсутствие) с мамочкой-гением (там одни гении в семье, и бытом никто не хочет заниматься) и юношеский спермотоксикоз, крайне занимательное чтиво, если интересно.
Георгий Эфрон - Георгий Эфрон. Дневники. В 2 томах. Том 1. 1940-1941 годы
Георгий Эфрон - Георгий Эфрон. Дневники. В 2 томах. Том 2. 1941-1943 годы