Больше рецензий

4 сентября 2015 г. 11:40

603

5

Сюрреализм – это движение, которое пытается вывести человека за пределы его ординарного мышления, помочь ему освободиться от узости предубеждений и… э… показать человеку реальность такой, какой он раньше ее не видел. Он выходит за рамки здравого смысла и обретает иной, высший смысл.

Найти эту книгу в серии "Альтернатива" для меня было настоящим чудом. Я не хотела читать про наркоманов и проституток, про спившихся циников и рок звезд, не хотелось поглощать потоки мата и блевотины, которые, чего уж скрывать, попадаются в большинстве книг этой серии. И хоть в этой книге присутствует и алкоголь, и наркотики, оргии и проститутки, меня посещали мысли не о саморазрушении, а о созидании. В романе Роберта Ирвина контркультура представлена... сюрреалистами. Время -- между двумя крупнейшими войнами прошлого века. Место -- Лондон.

Объединение молодых художников и писателей "Серапионовы братья" -- вот кто выступает против устоявшегося мира обыденности. Они пытаются порвать с реальностью, привнося в жизнь Абсурд, Вымысел и Чудо. Они верят, что поэзия может произвести революцию в современном обществе. Они верят, что случайности не случайны и пытаются понять взаимосвязи между событиями. Сюрреализм -- это наука о высшей реальности, посвященная обнаружению чудесного в любых проявлениях повседневности. Наряду с вымышленными членами братства, на страницах книги попадаются реальные персоны: Сальвадор и Гала Дали, Поль Элюар, Роланд Пенроуз, Андре Бретон.

Если вас интересуют мои родители, достаточно будет сказать, что мой папа – Лотреамон, а мама – Алиса в стране чудес. Что касается моего детства, то оно продолжается до сих пор. В плане познания мира, бутылка виски служила мне микроскопом, а бордель был единственной лабораторией.

На фоне всего этого происходят события из жизни главного героя (или же его жизнь является всего лишь фоном для событий, кто знает). Каспар живет, погруженный в свои гипнагогические видения, яркие, текучие. Он отпускает на волю свое подсознание, следует за ним и потом переносит это все на свои холсты. Он живет в своих видениях и его жизнь похожа на сон. При этом его настоящие сны серы и унылы и напоминают жизнь обычного человека: походы по магазинам, ожидание поезда, собеседования с потенциальными работодателями и все в том же роде. Однажды Каспар проводит опыт: он надевает маску для сна и так, обретя ложную слепоту, от исследует город в поисках женщины-мечты. И он ее находит. Для Каспара Кэролайн является воплощением его мечтаний и желаний. Она становится его музой. Кэролайн -- девушка из другого мира, из мира идеальных семей, приличной работы, походов по магазинам и театральных кружков. Каспар не знаком с этим миром и поэтому Кэролайн для него является загадкой. Она -- женщина, одетая в тайну.

Что касается женщин, до сих пор я общался исключительно с дамами полусвета, певицами из ночных клубов, актрисами и проститутками. Кэролайн пришла из другого мира. Ее счастливое детство, жизнь в родительском доме, школьные розыгрыши, работа в конторе с ее мелкими огорчениями и радостями, ее любовь к собакам и кошкам, увлечение любительским театром и танцами, ее коллекция кофейных кружек и мечта научиться портновскому делу – для нее это было естественно и нормально.

С Кэролайн все немного сложнее. Изначально я думала, что она простушка. Обычная секретарша, для которой знакомство с художником -- это приключение, прикосновение к далекому, недосягаемому миру гениев и творцов. Но, с приключением сложно долго жить, особенно, если до этого твоя жизнь была довольно обыденна. И поэтому Кэролайн выбрала Клайва -- мужчину, принадлежащего к ее реальности. Но, как оказалось, все не так просто. И Кэролайн не так проста, как нам бы хотелось. Роберт Ирвин создал интересный образ девушки. Очень настоящей, нетривиальной, с непредсказуемыми желаниями. Кэролайн, действительно, оказалась женщиной, одетой в тайну.

Первая половина книги -- это история любви и история братства. Вторая половина книги -- история поисков и распада.
Пришла война. Вторая война. Сюрреалисты считали, что их высшая реальность способна повлиять на действительность, на деле же, столкнувшись с действительностью, она оказалась погребенной среди руин Европы. Каспар, познакомившись с ужасами войны, теряет свои иллюзии, его начинают преследовать призраки прошлого. Ко всему этому -- он теряет Кэролайн и, по-моему, немного сходит с ума. Братство распалось, сюрреализм "умер", взгляд на искусство поменялся в целом.

О чем для меня эта книга? О любви? Лишь в малой степени. В большей степени -- о попытках человека осознать природу людей, устройство мира. О попытках изменить окружающее, о восприятии, о желании создать новое, шокировать, удивить, пошутить.
Роберт Ирвин стал для меня настоящим открытием. В его прозе нет ничего необычного, он не мастер описаний или сложных психологических образов, но он увлекает. Родился он уже после описываемых событий, а пишет о них так, как будто он в них участвовал. Довольно оригинальный сюжет, что-то типа интеллектуального детектива, когда ты не уверен в существовании объекта поисков, так как сама реальность происходящего стоит под сомнением. Так что продолжу знакомство с автором с огромным удовольствием!

Долгая прогулка, команда "Lettori Folli".

Комментарии


По всей видимости, интересная книга, и рецензия у Вас на нее отлично вышла.
У меня от вида этих оранжевых книг зачастую нервно дергается глаз, несмотря на то, что мне нравится читать про наркоманов, проституток, циников и рок звезд - слишком много мусора издается в этой серии, плюс жуткий перевод. А вот эту добавлю в список хотелок.


Да, согласна, я как-то в студенчестве читала кое-что, но со временем отошла) а эта книга заметно выделяется на фоне остальных.


слишком много мусора издается в этой серии

Не так уж и много, учитывая, что треть практически классика) Скорее всего просто вам не пришлись по душе)


А что вы можете посоветовать?


Если честно то, пока никого. Я читал только Генри Миллера, но это не значит, что буду разочарован и соглашусь на счет мнения о мусоре) Те, у кого я в ленте давно, могли заметить много высоких оценок. Я просто отфильтровываю неинтересное мне на уровне отбора. Собственный вкус сейчас редко подводит. Так вот, гипотетически, на уровне отбора, мне интересно почти все из оранжевой серии:)


Даша, ты сделала невозможное. Я только, что добавила этот роман в список для ближайшего прочтение. Хотя еще 10 минут назад была уверена, что не буду его ничтать никогда. Но первая же цитата про родителей и пару твоих абзацев и я безвольно болтаюсь на крючке! Отличная рецензия!


Спасибо, рада тебя видеть :) Потом поделись мнением, но мне кажется, что тебе понравится.


О "Серапионовых братьях", ничего себе, это ж филфак! (Извини, личное))))).
Отличная рецензия и сюжет книги интересный. Ты ее по какому принципу из всей серии выбрала? По аннотации?


Ну, это Серапионовы братья, которых на самом деле не было) про русских я уже потом прочитала. Я смотрела по рейтингу и читала аннотации, потом посмотрела, кто писал рецензии (сами их не читала), так вот и вышло)


Спасибо, благодаря этой рецензии взялась читать книгу. Пока что безумно нравится :)


Крутяк! А то в прошлом месяце посоветовала ее в "Открытой книге", а никто нее не взял, так обидно было :(
Наверное обложки испугались.


Оо, понимаю, мои советы тоже иногда пролетали впустую.
Воистину, не верь оранжевой обложке. Что только в эту серию не загнали.


Буду ждать твоего отзыва)


У меня, к сожалению, сейчас тоска с количеством времени, рецензию накатать не получится, но прокомментировать - это всегда пожалуйста)
Так вот: читала, не отрываясь, вчера даже захватила кусочек ночи, просто не могла оставить финал на утро. Здорово и легко он пишет о непростых вещах.
Для меня книга прежде всего стала прекрасным выражением несовпадаемости художественного восприятия действительности и обычного, цивильного. Я, если рассматривать меня в этих категориях - самый что ни на есть классический мещанин, и меня одновременно пугают, восхищают и привлекают люди, способные смотреть на мир иначе и показывать другим свое видение.

И гораздо понятнее стали мотивы, истоки новых на тот момент направлений в искусстве.
Люблю издали смотреть на людей, которые живут по-дикому. Болею за них всей душой, хотя сама быть с ними не смогла бы.
Хорошая реалистичность: их протест, их творчество выполнило свою миссию, и они начали бесконтрольно распадаться. Тут даже не столько в начавшейся вновь войне дело, сколько в том, что им, по сути, уже нечего было сказать, кроме как повторяться. А они по своей сути не терпят повторений. Панки прям.

В общем, огромное спасибо. Насладилась.
PS Еще узнала, что Рене Магритт - автор вот этой и еще многих прекрасных картин. А то изображения такие знакомые, а кто написал, не знала.
картинка Kate_Lindstrom


Как думаешь (ничего, что я на ты?), получилось у них изменить мир?


Ничего, конечно)
Интересный вопрос. Сложно ответить определенно, т.к. любую категоричную позицию можно легко оспорить.
Но я все-таки склоняюсь к тому, что да, получилось. Любое преобразование, будь то в обычной жизни, искусстве или технике, неизбежно теряет актуальность в какой-то момент. Требует нового подхода, переосмысления. Застой - это смерть. Они ворвались со своими идеями тогда, когда это было действительно необходимо, но их замыслы были столь радикальны, что у них другого пути не было, кроме как вспыхнуть и исчезнуть молниеносно. Но след, оставленный ими, сиял (и сияет) так ярко, что невозможно игнорировать их влияние на современность.
Как-то так, если вкратце.


Мне всегда интересно читать о том, как то, что мы сейчас уже признали классикой, раньше считали дегенеративным искусством. Взять тех же Битлз, в детстве всегда и не могла понять, почему столько шумихи вокруг вокругх было в своё время :-)

Спасибо за беседу, подумала о книге, вспомнила отдельные моменты и поняла, какой же она всё-таки хорошей была)