Больше рецензий

Lindabrida

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 сентября 2015 г. 10:20

197

4.5

Если комедии две с половниной тысячи лет, то какой она может быть? Динамичной, остроумной, злободневной. Во всяком случае, если это - Аристофан. Да еще в переводах Адриана Пиотровского, чья работа сильно поспособствовала именно такому эффекту.
Затейливая структура комедий, осложненная отступлениями-парабасами и состязаниями хоров (агонами), на самом деле не затрудняет восприятия. Динамике немало помогает хорошая привычка комедиографа начинать основное действие прямо в прологе. Взять хотя бы "Всадников". Классический автор Нового времени, наверное, в прологе изъяснил бы суть проблемы, в первом акте изложил пророчество относительно ее решения, а Колбасника, о котором пророчество говорит, искали бы до пятого акта. У Аристофана все это втиснуто в пролог, для вящей экспрессии и динамизма.
Знаменитая аттическая соль добавляется по вкусу. Аристофан готов поделиться со зрителями и тончайшим остроумием, и площадными шуточками "ниже пояса" - а ощущения окрошки не возникает. Веселые праздники, посвященные Дионису, были своего рода аналогом средневекового карнавала, и комедии, к ним приуроченные, наслаждались чисто карнавальной свободой нравов. И карнавальной свободой обхождения с сакральным. К богам Аристофан обращается без всякого пиетета:

Гермесик, горла не дери, прошу, прошу!

А с Дионисом в "Лягушках" и вовсе приключается медвежья болезнь. Что, кстати, не мешает Дионису в комедии оставаться могущественным божеством, справедливым судьей в литературном споре. Здесь, похоже, прямая дорожка от Аристофана к Рабле.
Еще в комедию вкладывается немалая доза "магического реализма". Здесь Облака спускаются на землю поболтать с Сократом, а виноградарь седлает навозного жука, чтобы лететь на Олимп.
Причудливую фантастику Аристофана, кажется, не унаследовал никто из позднейших комедиографов, а вот многие темы, затронутые "отцом комедии", многие созданные им типажи в целости-сохранности перекочевали в классическую комедию Нового времени.
В персонажах Аристофана порой легко узнать будущих персонажей Мольера: педанты, хитроумные слуги, хвастливые трусы. Но только трактовка, конечно, другая. Философы из "Облаков" - явная родня мольеровским педантам, но в качестве наказания за пустое мудрствование у Аристофана устраивается форменный суд Линча (чего у Мольера все-таки не бывает). Ибо карнавал - карнавалом, но вообще-то Аристофан относится крайне серьезно и к демократии, и к религии - и беспощаден к отступникам.

Коли, руби, преследуй! Много есть причин,
А главное — они богов бесчестили!

А вот хотя бы тема дурных нравов нонешней молодежи - то ли дело раньше! ("Облака"). Вечная тема, что и говорить. А до чего современны аристофановские демагоги! Афины - родина демократии - первыми открыли и темные ее стороны.

Народ мой, красна твоя
Держава. По всей земле
И страшен, и славен ты —
Хозяин могучий!
Но слаб и послушен ты,
Но, лестью окутанный,
Но, ложью опутанный,
Чьи б речи ни слышал ты,
С разинутым ртом сидишь,
Твой разум не дома.

Книга прочитана в 8-м туре Книжного путешествия. Урок 1-й: "Стол Когтеврана".