Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2015 г. 16:49

2K

4.5

Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя.

Итак, представляю вашему вниманию исследование нидерландского учёного, посвящённое роли игры в формировании человеческой культуры. На ЛЛ у Хёйзинги подозрительно мало читателей, а книга, между тем, весьма увлекательная и уж точно достойна внимания – мы её, кстати, в универе проходили, а моя вера в прекрасный мир шепчет мне в левое ухо, что не будь это исследование классическим и общепризнанным, нам бы не стали про него рассказывать.

Важное уточнение
Нет ничего более огорчительного, чем рецензии типа «я настроился на одно, а получил совсем другое, поэтому напишу отрицательный отзыв». Чтобы такого не было, важно сразу сформировать правильное представление о теме «Homo ludens». Речь пойдёт не о каких-то конкретных играх, будь то детские, азартные или спортивные (хотя обо всём этом тоже будет много сказано), а об Игре в целом, об игре как о некой универсальной, базовой человеческой потребности. Более того, это будет не «игра как часть культуры», а «формирование культуры как игровой процесс» - чувствуете разницу? В сущности, вся книга Хёйзинги эту разницу раскрывает и аргументирует. Следует быть готовым к тому, что 1) понятие «игры» окажется существенно шире, чем вы думали; 2) большая часть книги посвящена весьма отдалённым временам и странам – античность, древний Китай и прочие колыбели культуры.

Если вы интересуетесь феноменом игры, с работы Хёйзинги следует начинать: это попытка построить прочный фундамент, на котором затем будет возведено здание из новых, дополняющих и уточняющих исследований других учёных. Я не знаток этой сферы, но предполагаю, что ныне таких исследований написано немало. В «Homo ludens» дано прекрасное определение игры, включающее в себя такие критерии как свобода, следование определённым правилам, установленным заранее, ограничение во времени и пространстве, непричастность к морали, необусловленность посторонними интересами и т.д. Затем Хёйзинга рассматривает влияние игры в самых разных сферах человеческой деятельности: философии, искусстве, судопроизводстве, военных действиях и спортивных состязаниях – при этом исследование охватывает промежуток с древнейших времён до середины двадцатого века. Было бы наивно ожидать, что автор успеет на четырёхстах страницах сделать что-то большее, нежели наметить основные моменты и задать направление, в котором следует продолжать работу. Этим я вовсе не хочу сказать, что «Homo ludens» чего-то недостаёт, напротив – это цельное исследование, аргументированное и логичное, просто без особого углубления в каждую конкретную сферу. «По верхам» в хорошем смысле.


Структуры подробно касаться не буду, тему каждой главы можно посмотреть на ЛЛ в разделе «сюжет». Упомяну только, что в начале каждого раздела присутствует как бы краткий план того, что в нём будет изложено, так что в книге удобно ориентироваться.

Коротко о главном:
Убедительность. Действительно можно читать и не бояться, что тебя напичкают ложными сведениями. Каждый тезис аргументирован, голословность не допускается – а там уж можно самому думать, спорить или соглашаться с автором, развивать интересные мысли. Например, переводчик во вступительной статье пишет о том, что можно было бы и ещё расширить сферу «игрового», а меня зацепило интересное рассуждение о творчестве, брошенное Хёйзингой между делом.
Объективность. Хёйзинга очень мало касается морали и этики, в книге вообще немного оценочных суждений. Игра и агон преподносятся как нечто, свойственное человеческой природе, а следовательно, не нуждающееся в оценке. Оно просто есть, и функционирует вот так и вот так. Настроения самого автора чувствуются только ближе к концу, когда он выражает белую зависть к восемнадцатому веку – и самые мрачные предчувствия относительно будущего. Поскольку «Homo ludens» был опубликован между двумя мировыми войнами, следует признать, что для неутешительных пророчеств у Хёйзинги были все основания.
Нацеленность на самую широкую аудиторию. Мне трудно представить человека, которому эта книга будет не интересна - разве что ни развитие культуры, ни социум как таковой, ни основные принципы человеческого поведения, ни хотя бы курьёзные исторические факты вас ну совсем не интересуют. «Homo ludens» - из числа тех книг, после которых мир становится чуточку понятнее, а мысли приходят в чуть более стройную систему, но его ценность ещё и в том, что он очень увлекательно написан (хотя не-филологи, наверное, заскучают на главе, посвящённой лингвистике). Хёйзмнга описывает такие поразительные явления культуры как потлатч (этакое соревнование в щедрости у индейцев, из-за которого чуть не вся собственность племени перекочёвывает к соседям или просто уничтожается), кула (чудесная традиция аборигенов Тробрианских островов, это не пересказать в двух словах), барабанный бой как средство правосудия у эскимосов. Вы только представьте, собирается всё племя и выслушивает, как "судящиеся" стороны под стук барабанов поют друг про друга хулительные песни; чья песня больше понравилась слушателям, тот и выиграл дело! Хотя бы такие вот курьёзы наверняка заинтересуют любого читателя; ну а если вы настроены серьёзно, то извлечёте из книги немало полезного. Написана она просто и доходчиво, так что перечитывать фразу дважды приходится, только если отвлечёшься и задумаешься о чём-то своём.

Немного о личном
Честное слово, Хёйзинге почти удалось реанимировать в моих глазах профессиональный спорт. И хотя сам учёный о современном ему спорте высказался довольно сурово, мол, всё самое лучшее он давно растерял, во мне всё равно прибавилось толерантности. А ещё ему удалось кратко и очень убедительно объяснить феномен "болельщика":

Что такое выиграть? Что при этом выигрывается? Выиграть значит возвыситься в результате игры. Но действенность этого возвышения имеет склонность разрастаться до иллюзии верховенства вообще. И тем самым выигрывается нечто большее, нежели только игра сама по себе. Выигрывается почет, приобретается честь. И эта честь, и этот почет всегда полезны непосредственно всей группе, отождествляющей себя с победителем. Вот каково весьма знаменательное качество игры: достигнутый в ней успех словно сам собою переходит с одного на всю группу.

Мне было безумно интересно читать эту книгу, хотя я надеялась, что она окажется в три раза больше и будет куда подробнее. Мне очень нравится стиль изложения Хёйзинги (и его шикарная фамилия, конечно, нравится), мне близки его взгляды и даже те настроения, которые он высказывает ближе к концу книги. С чем-то из утверждений автора с удовольствием соглашаюсь, в чём-то сомневаюсь, но в любом случае, мне нравится обо всём этом размышлять. И вы знаете, есть какая-то надежда на лучшее.

Но вместе с игрою, хотят того или нет, признают и дух. Ибо игра, какова бы ни была ее сущность, не есть нечто материальное. Уже в мире животных она вырывается за границы физического существования. С точки зрения мира, мыслимого как детерминированный, то есть как чисто силовое взаимодействие, игра есть в полном смысле слова superabundans, нечто избыточное. Лишь через вторжение духа, который сводит на нет эту безусловную детерминированность, наличие игры становится возможным, мыслимым, постижимым. Существование игры непрерывно утверждает, и именно в высшем смысле, сверхлогический характер нашего положения в космосе.
Животные могут играть, следовательно, они суть уже нечто большее, нежели механизмы. Мы играем и знаем, что мы играем, следовательно, мы суть нечто большее, нежели всего только разумные существа, ибо игра неразумна.

Комментарии


«Homo ludens» - из числа тех книг, после которых мир становится чуточку понятнее

Трудно придумать лучшую рекомендацию книге!)))
Отличная побуждающая к прочтению рецензия. И как завзятый игрунчик по жизни не могу не заинтересоваться.


Спасибо! ^^
Надеюсь, книга понравится)


Спасибо за интересную рецензию!


Восторга у меня от книги нет, но интересно безусловно. Восторг отсутствует только потому, что я не историк/социолог/культуролог, для которых эта книга необходима как воздух. Но и мне была интересна концепция, построения и выводы, исторические же доказательства я только бегло проглядывал, информация для меня совершенно лишняя и бесполезная.
Поразило довольно неожиданное:

основной признак игры: она свободна, она есть свобода.

Немного жаль, что книги уже почти столетие: я бы с удовольствием познакомился с мнением автора об исторической и идейной связи с игрой виртуального общения - самой манящей деятельности современного мира.


Да, я как раз думала о том, чтобы найти современных последователей Хёйзинги. Благо, вопреки его пророчествам, в современной жизни факторов Игры тоже хоть отбавляй)


Если попадется нечто достойное внимания, кинете в личку?


Без проблем)