Больше рецензий

25 августа 2015 г. 12:14

456

5 Мы будем говорить об исламской философии...

Мы будем говорить об исламской философии как о философии, чьё развитие и свойства сущностно связаны с религиозной и духовной истиной ислама и само существование которой свидетельствует о том, что ислам ни в коем случае не находит своё полное и окончательное выражение, как это иногда неверно утверждается, исключительно в каноническом праве (фикх).

Анри Корбен, французский исламовед, историк религий и философ, бесспорно, является одним из самых блестящих знатоков Ирана и шиизма. Именно поэтому его фундаментальный труд "История исламской философии" исследует весь спектр религиозно-философских течений в исламе, не ограничиваясь исключительно "арабской философией".
Книга состоит из двух частей, составляющих следующую схему периодизации:
1. от зарождения до смерти Аверроэсса;
2. от смерти Аверроэса до наших дней.
По ряду причин первый период — от зарождения до смерти Аверроэсса — до сих пор наиболее известен в Европе и России. Анри Корбен полагает, что вместе с Аверроэсом в западном исламе завершился определённый этап развития философской мысли. В ту же эпоху, начиная с Сухраварди и Ибн 'Араби, на Востоке начался новый этап её становления, который продолжается и по сей день. Поэтому изложение философских доктрин данного периода минимально, попутно упоминая многих мыслителей второго периода. Ведь невозможно определить сущность шиитской мысли в том её виде, в каком она содержится в учении имамов первых трёх веков хиджры, не принимая во внимание работы философов, комментировавших это учение позже.
Второй период — от смерти Аверроэса до наших дней — включает в себя три столетия, предшествующие сефевидскому ренессансу в Иране в XVI веке, отмеченные появлением феномена, который автор обозначает как суфийскую метафизику (развитие школ Ибн 'Араби и Наджм ад-Дина Кубры, объединение суфизма с шиизмом двунадесятников, с одной стороны, и с реформированным исмаилизмом после разрушения монголами Аламута, с другой), и собственно сефевидский ренессанс, в эпоху которого произошёл удивительный расцвет мысли и мыслителей, последствия которого продолжают ощущаться в течение всего каджарского периода и вплоть до наших дней.
Работа содержит обзор сакральной доктрины шиизма двенадцати имамов (включая трактовку таких понятий, как "нубувват", "валайат", "та'вил", "Сокрытие" и т. д.) и исмаилизма; учений мутазилитов, ашари-тов, "братьев Чистоты", философских воззрений Рази, Бируни, Хо-резми, Ибн ал-Хайсама, ал-Кинди, Фараби, Абу Хамида Газали; философии и метафизики суфизма (представленной такими мистиками, как Абу Йазид Вистами, Джунайд, Хаким Тирмизи, Халладж, Наджм ад-Дин Кубра, Джалал ад-Дин Руми, Махмуд Шабистари и др.); школы иш-ракизма (философии Озарения), мусульманской философии в Андалусии; "престольной мудрости" Муллы Садра; калама (схоластического богословия) в суннизме и шиизме и т.д.