Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

24 августа 2015 г. 14:42

2K

3

Вот чего не отнять у Макса Фрая, так это возможности надергать из его текстов пафосных определений для тегов. Так само в характеристики его книг и просится. Ведь кому, как не автору, лучше всего удастся сформулировать постулаты созданного им мира? Пусть и в несколько ином контексте.

Популярности господина/госпожи Фрая/Мартынчик я и раньше не понимала. Многословный бред, нанизанный на нитку неуемной, и в той же мере нелогичной фантазии, вывел из себя на первой же прочитанной книге и, казалось, отвратил раз и навсегда. Теперь вот решилась на новый эксперимент и пожалела. Претензии к книге и автору народились те же, что и раньше.

История о блужданиях героя по европейским городам в поисках загадочного ключа для отцовской коллекции могла бы сойти за занимательное приключение, если бы не три огромных "НО".
Первое - это сам ГГ.
Второе - щедро рассыпанные по страницам детали и персонажи.
Наконец, третье - язык повествования.

Герой мается от безделья на подмосковной даче. В анамнезе - воплотившаяся школьная мечта стать рантье (живет за счет сдачи своих квартир в аренду), прекрасные "родители" в Вильнюсе и способность писать по книге в год. В качестве главного симптома - отвратительная склонность интересничать. Просто так опубликовать свою книгу нельзя, нужно дождаться "знака" от Вселенной. Поэтому буду демонстративно сжигать рукописи, мучить жесткие диски и ждать, не подаст ли Вселенная знак, что нужно остановиться и спасти великое произведение. При этом надо попутно пожалеть себя, но эдак с подвывертом, со смешинкой - вроде и не жалеешь, а сам над собой издеваешься. Если все это не есть скрытое, но неумело замаскированное самолюбование (как автора, так и его творения), то даже не знаю.
Герой, в общем, показался противным. И развития в нем, кроме осознания навязанного ему (и невесть откуда вдруг свалившегося) условного "предназначения", не оказалось никакого.

С деталями и персонажами дело и того хуже.
Куча красивых дорог, ведущих в никуда. Масса лиц, порожденных автором исключительно для нагнетания идиотизма момента. Сигареты, их поиск и мысли о них на каждой десятой странице. Кофе - на каждой пятой (потрясаюсь, как там некоторые не лопнули, столько хлебать раз за разом). Повторы и самоповторы. Хитрые литературоведческие ухмылки и "искусство ради искусства".
А еще - мат. Который вдруг выскакивает на тебя невесть откуда, как взбесившаяся псина, и тяпает за ногу. Не было несчастья, даром что все из себя интеллигентов корчат. Но то ГГ почти на ровном месте пушистого белого зверя песца помянет, то героиня-художница начнет словесные кренделя в процессе рисования выписывать. Ну вот объясните мне, зачем в книге постоянно эти матерные стишки?! Что и кому пытался сказать этим автор? Смеха ради? Увольте меня от такого юмора. Или не мешайте уж тогда с литературоведческими игрищами и интеллектуальными минами знатоков высших сфер.

Наконец, язык.
Про мат еще полбеды, вырвалось раньше, наболело. Но тут ведь есть и образец едва ли не самого разнузданного словоблудия из всех, что можно встретить в книгах. В этом тексте буквально тонешь. Барахтаешься в море избыточных наречий и прилагательных. В волнах вводных слов и оборотов. В засилье всеобщего сорного слова "собственно", которое без причины и необходимости вворачивают в свою речь абсолютно все персонажи.
Понятно, что словарный запас позволяет автору не экономить слова, а щедро их тратить. Однако эффект от такого "аттракциона неслыханной щедрости" получается обратный. Порой вентиль хочется прикрутить - чтобы не фонтанировало, а уже по делу, без лишних витиеватостей и прямо к цели.

Итог неутешительный.
Популярность Фрая по-прежнему осталась для меня загадкой. А "Ключ из желтого металла" заслужил переходящий значок "классической книги" в жанре "трепетная мистическая чухня".

И какая игра на контрастах! Все вокруг ведут себя как помешанные, реальность похожа на похмельный сон, и посреди этого хаоса такой прекрасный деловитый я. Весь в белом. Озабоченный исключительно пополнением твоей коллекции. По-моему, просто отлично."

Приятного вам шелеста страниц!

Книга прочитана в рамках 2-го Тура игры "Бесконечное приключение"

Комментарии


Узнаю свои впечатления от "Лабиринтов Эхо" ))) Полностью разделяю ваши чувства к этому автору!


О! Как я рада видеть родственную душу :))
От "Лабиринтов Ехо" были ровно такие же впечатления, кстати, да.


А я не смог прочитать книгу, бросил на 10 странице. Мне было очень скучно


У меня абсолютно дурацкая привычка, за которую многие ругают - всегда дочитываю начатую книгу, даже если она не нравится :(
Постепенно иду к тому, что это никчемная трата жизни и сил, но пока не дошла :)


Только "Ехо", а не "Эхо". :)


Вот сколько читаю отзывы на Фрая, он либо очень нравится, либо его совсем не понимают :-) Причем в отзывах последих довольно много звучит раздражения. :-) Так что Вы не одиноки в своих впечатлениях от этих книг


Из некоторых формулировок пробую сделать вывод, что лично Вам он импонирует.
Очень интересно было бы узнать, чем именно :)


Атмосферой. От этих книг лично у меня всегда повышается настроение. А от сборников рассказов (Большой телеги и Сказок старого Вильнюса) - еще и возникает предощущение маленького чуда. Я смысла в книгах Фрая не ищу, на мелочи сильно внимания не обращаю, как и на манеру говорить героев и ньюансы их поведения. Но в общем и целом сами книги очень легкие. И делают легче меня саму :-)


Спасибо, стало понятнее. Было интересно, правда :)


Мне нравятся "Лабиринты" (без фанатизма :))) Как писали выше, привлекают книги атмосферой. Для меня они вроде бы весёлые и лёгкие, и в то же время местами трагичные и тёмные (любимое сочетание)). Кто-то может не согласиться, но вот такими их вижу.
А что касается Ваших впечатлений от "Ключа", то я Вас прекрасно понимаю, так как разочарована новыми книгами автора, которым очень верно подходит определение "разнузданное словоблудие". )))))


Интересно, что есть, оказывается, разница между "Лабиринтами" и "новыми книгами" :)
Для меня по духу и стилю - прямо близнецы-братья. Поэтому чужое мнение очень интересно!
Может, Вам приелось? :) Перечитывать что-нибудь из "Лабиринтов" после "нового" не пробовали?..


А Вы читали что-то из нового? (сейчас выходит серия "Сновидения Ехо"). Разница колоссальна.
Большая телега и вильнюсские сказки - любимое у Фрая, а Лабиринтами я зачитывалась еще будучи подростком - тогда это казалось чем-то невозможно прекрасным (и даже сейчас порой перечитываю оттуда излюбленные повести). Невероятно обидно, что из-под пера автора стало выходить что-то абсолютно нечитаемое.


Нет, читала только 1 книгу раньше и эту сейчас.
Не могу, конечно, считать себя знатоком автора, сужу только по этим прочитанным произведениям.
Возможно, никак не попаду на что-то приличное :) Так и придется, видимо, браться еще за вильнюсские сказки. Рекомендуете? :)


Я-то рекомендую (как и Телегу, впрочем, они очень похожи и по форме, и по настроению), да только что от моих рекомендаций? Возможно, это просто не для Вас.
Попробовать, однако, всегда стоит)


Ну, тут без вопросов - сама не почитаешь, не оценишь. Просто к следующему выбору хочу подойти с большим умом, а то ведь есть шанс, что это будет последнее из прочитанного у Фрая :)


У Фрая я читала только серию "Лабиринтов", "Книгу Одиночеств" и из относительно нового "НяпиZдинг Сэнсэе" и "Мастер ветров и закатов" (начало серии "Сновидения Ехо"). Последние две книги это что-то с чем-то. Можно возьму "разнузданное словоблудие" новым тегом?:)) Такое чувство, что это не книги, а терапия автора, которому нужно выговориться с помощью своих героев. "НяпиZдинг Сэнсэе", имхо, только для труъ фанатов, которые на одной волне с Фраем. Местами мысли попадаются интересные, но я не настолько прилежный читатель, чтобы мучить книгу часами ради пары хороших цитат))
"Слишком много кошмаров" ниасилил)) А "Всю правда о нас" попробую понадкусывать, а вдруг?..))
Соглашусь, что по духу и стилю книги похожи, видимо, этим и привлекают постоянных читателей. Перечитывать я пробовала, в последний раз "Лабиринты" читались так же хорошо. А вот новые книги всё-таки не моё)) (Извините за длинный коммент)^^


Люблю длинные комменты :) Мне бы такие к каждой рецензии, я бы с удовольствием в обсуждение ввязывалась ))
"Разнузданное словоблудие" - берите, конечно, если нравится.
И вот очень мне понравилась мысль про личную авторскую "терапию". Есть в этом что-то очень глубоко правильное, точное. Чувствовала нечто похожее, но недоформулировала :)


Фрая еще не читала, только морально готовлюсь, едет ко мне первая книга из знаменитого цикла. Прочла рецензию, и насторожилась)))
Вообще рецензия шикарная, такие обороты. Книги писать ни пробовали?))


Очень интересно, каково будет впечатление от приехавшего :)
Впрочем, мнение о книгах всегда субъективно, так что бояться не стоит. Нужно формировать свое!
И спасибо за комплимент оборотам :)


трепетная мистическая чухня

Какое прекрасное определение :)) Очень точно передаёт мои впечатления от всего Фрая, кроме цикла про Ехо. А вот Ехо небольшими дозами нравится, как ни странно.


Справедливости ради: именно этот оборот вынесен в теги. А теги, как я написала в начале рецензии, порождены самим текстом Фрая. Так герой в книге сам характеризует происходящее вокруг. В точку, на мой взгляд :)


А мне нравятся первые 2 цикла про Ехо и первые 2 тома Сказок старого Вильнюса неплохо пошли, а вот третий том уже не очень( 4ый куплю, но особых надежд на него не питаю. У меня сейчас такое ощущение, что Фрай списался/лась (я вообще считаю, что, чтобы написать столько книг и не списаться, надо быть Стивеном Кингом, не меньше). А "Ключ" меня сильно разочаровал. Когда читала, хотелось постоянно фейспалмить, особенно на диалогах: складывалось впечатление, что я читаю диалоги между людьми с психическими отклонениями, нормальные так не разговаривают.


Мне не понравились фотографии в третьем томе "Сказок старого Вильнюса", а новое издание "Ключа" я пока не читала, хотя он есть у меня в планах


Про исписался - возможно, кстати. А до Кинга там точно, как до звезды. Что в сюжетном, что даже чисто в литературном плане.
Диалоги доставили, конечно. Особенно тот факт, что все герои говорят на одной ноте примерно, никто не выделяется, у всех одинаковый словарный запас и примерно схожие обороты речи. Только художница, когда начинала лепить свои стишки, и отличалась.


Мне фрай импонирует тем, что в почти сказочной форме говорит о многих очень важных вещах. Не в этой конкретной книге, но в лабиринтах Ехо - там и дзен, и дао, и кастанеда, и еще черт знает что. и еще, как по мне, в этих книгах можно спрятаться от окружающего пиздеца, от тоски, что очень импонирует читателям в наших широтах. )
А насчет того, что фрай исписалась, мне кажется, там та же ситуация, что и с Роулинг. Чтобы придумать прекрасный волшебный мир нужно чувствовать себя неуютно в этой реальности. Как только что у одной, что у другой все наладилось, сразу начали писать ерунду.


Очень понравилась последняя мысль - про теперешний их "уют" и в действительной реальности.